Статьи

The cue wasn’t missed: национальный павильон Узбекистана на 60-й Венецианской биеннале

Узбекистан официально участвует в Венецианской биеннале с собственным национальным павильоном начиная с архитектурной биеннале 2021 года. Каждый последующий год страна стабильно выступает с новыми проектами: в 2022 году на биеннале искусства, в 2023 — снова на биеннале архитектуры, в 2024 — во второй раз на биеннале искусств. Итого четыре национальных участия в биеннале за четыре года. До этого Казахстан и Узбекистан совместно с Кыргызстаном и Таджикистаном выставлялись на Венецианской биеннале вместе в рамках коллективного павильона Центральной Азии. Последний такой проект был реализован в 2013 году.

11 лет спустя Узбекистан в Венеции представляет мультидисциплинарная художница Азиза Кадыри и базирующийся в Ташкенте коллектив художниц и деятельниц культуры Qizlar. Они подготовили проект под названием «‎Don’t Miss the Cue» («‎Не пропусти свой выход»). Павильон расположен в Арсенале, в месте Quarta Tesa, рядом с помещением Teatro Alle Tese. Кураторами выступили Центр современного искусства в Ташкенте, а комиссаром — Фонд развития искусства и культуры Узбекистана.

Согласно официальной информации об узбекистанском павильоне, концептуально он резонирует с основной темой 60-ой Венецианской биеннале и фокусируется на вопросах идентичности и принадлежности какой-либо местности, будь она географическая или же ментальная. При этом, как акцентируют организаторы, за основу берется именно опыт миграции женщин Центральной Азии.

Важно отметить, что с точки зрения сценографии проект выглядит очень цельно: решенный в различных тонах основного для исламской архитектуры Узбекистана синего цвета, павильон представляет из себя закулисье театра, где на сооруженных из металла конструкциях покоятся носибельные скульптуры из текстиля, так же выполненного в разных оттенков синего, как и общий “конверт” павильона. При этом то тут, то там, возникают экраны и колонки, из которых транслируются видео и звуки авторства коллектива Qizlar или же анимации с использованием ИИ от Азизы Кадыри.

Я посмотрела большую часть павильона Узбекистана в сопровождении Гульнозы Иргашевой, участницы Qizlar, которая рассказала мне, что часть представленных в Венеции работ была создана в процессе исследования. В его рамках художницы интервьюировали женщин региона, пытаясь разобраться в том, как те проживают опыт миграции, как внутренней, так и международной. Затем их ответы были интерпретированы художественно и пространственно.

Настаивание на текстиле и отсылки к вышивкам видятся мне не только как поклон в сторону кураторской концепции Адриано Педроса, в этом году показывающего рекордное количество тканевых работ, но и как техники, вызывающие прямые ассоциации с женским трудом или же своеобразная репрезентация Узбекистана, всемирно известного своим обширным прикладным наследием. В результате национальный колорит страны сохранен, но при этом присутствует и связь с женским вопросом, и с глобальной повесткой биеннале.

Признаться честно, линия, связанная с миграцией мне показалась не совсем очевидной или же недостаточно артикулированной. Во всяком случае, если бы Гульноза не поделилась со мной этими деталями проекта, то самостоятельно при контакте с павильоном у меня бы вряд ли возникли такие ассоциации. Пожалуй, самым ценным для меня стал другой аспект, а именно момент “выворачивания” опыта посетителей, когда, дойдя до конца экспозиции, ты вдруг понимаешь, что оказалась на сцене театра, совершенно при этом не готовая к такому повороту событий. Свет прожекторов на контрасте с темнотой входа обескураживает и после этого выстраивается уже полная картина: все это время мы, посетители, были заняты подготовительной, так сказать “черновой” работой, погрязнув в которой совсем забыли о том, что впереди ждет сцена. Не уверена, что так и было задумано. Но лично я считала этот посыл как самый важный, ведь, на мой взгляд, именно этот опыт и характеризует женщин Центральной Азии: зачастую они слишком заняты делами, чтобы успеть побыть главными героинями собственных жизней.

В тексте, представляющим проект Азизы Кадыри и коллектива Qizlar, говорится о том, что одним из источников вдохновения для разработки проекта послужили ДК, то есть Дома культуры, или, как их определяют организаторы, «‎пространства, которые в начале ХХ века были важными центрами комьюнити, расположенными в разных культурных контекстах в географических пределах Евразии». Упоминание ДК несколько озадачило меня, так как, зная историю региона, мы все понимаем, что ДК были важными идеологическими инструментами советской власти в имплементации ее колониальной политики на местах. Они были структурами, через которые центральная власть пыталась навязать определенные порядки и популяризировать конкретные культурные формы. В Центральной Азии еще до возникновения Домов культуры присутствовали также такие институциональные формы, как Красные юрты или Красные чайханы. Я говорю это все к тому, что Дома культуры, как феномен, сегодня несут в себе определенное наследие, которое вряд ли всеми может быть воспринято так позитивно, как оно описывается в тексте о концепции павильона Узбекистана. В связи с этим мне, конечно, не хватило какой-то более четкой позиции по вопросу ДК, как источника вдохновения проекта. Учитывая сегодняшнюю ситуацию и глобальный контекст, особенно на вышеупомянутой территории Евразии, нюансирование подобных моментов мне кажется необходимостью.

Если не акцентировать внимание на двух обозначенных выше аспектах, то в целом Узбекистан кажется мне примером страны, которая, выражаясь языком пользователей социальных сетей, «‎understood the assignment». Павильон Азизы Кадыри и коллектива Qizlar выглядит презентабельно и торжественно перед глобальным арт-сообществом.

Отдельно хочется похвалить умелую работу соседей в сфере PR и коммуникаций: расположенная на вапоретто афиша с названием проекта «‎Don’t Miss the Cue» циркулирует по всей Венеции, привлекая внимание туристов и горожан к павильону, а его информационные анонсы и пресс-релизы размещены на всех самых престижных мировых платформах. Иными слова, у страны есть максимальная видимость на этом важном форуме искусства.

Как бы я ни пыталась этого не делать, но сложно не сравнивать национальные выступления Казахстана и Узбекистана на 60-ой Венецианской биеннале, особенно когда видишь такую качественную разницу в подходе к организации двух павильонов. Совершенно очевидно, что достойное представительство на биеннале уже стало одним из национальных интересов Узбекистана, вкладывающего большие ресурсы и максимально серьезно подходящего к участию в выставке. В то время, как Казахстан, похоже, пока не совсем определился, зачем ему все это нужно.

Дильда Рамазан

арт-критикесса Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024