Categories: Интервью

Спасительное искусство

У современного искусства очень широкий контекст. Разобраться в терминах и в теме нам помогла известный искусствовед, профессор Казахской Национальной академии искусств имени Жургенова, Ольга Батурина.

Современное искусство также называют радикальное, актуальное или сontemporary аrt.

Ольга Владимировна, с чего начинается современное искусство?

– Современное искусство не что-то отдельное от остального искусства, а продолжение общего процесса. История искусства – это отражение эпохи. Чем дальше в глубину веков, тем медленнее шло время: древний Египет длится две тысячи лет, древний Рим длится тысячу лет. Потом всё ускоряется: эпоха Ренессанса уже двести лет. В XVII веке за одно столетие было два больших стиля: Барокко и Классицизм. Начиная с XVIII века уже не стили, а направления: появился импрессионизм (Ван Гог, Гоген). За ними кубисты в XIX веке, а в XX веке – одновременно существуют множество направлений. Сontemporary аrt появляется в последние годы XX века. Весь XX век – это сплошной эксперимент и отказ. Футуристы говорили, что «музеи – это кладбища искусства и написали «Манифест против Монмартра». Они говорили, что «болт, выточенный на станке, красивее торса Венеры Милосской». Но нигилисты, протестующие против старого, одновременно взаимодействовали со старым. Например, у Пикассо огромное количество интерпретаций Веласкеса. Потому что на самом деле искусство – это бесконечный диалог: не только художника и зрителя, но и одного художника с другим художником.

Расскажите, что Вы думаете о новых направлениях в искусстве.

– Дигитальное (то есть от английского «digital» – цифровое) искусство – это новый инструмент. Я знаю художников, которые этим инструментом создают шедевры. Например, график Надежда Беседина, которая иллюстрирует один из самых страшных эпосов – «Калевала». Можно работать с готовыми паттернами и создавать что-то интересное. Есть художники, которые работают также, как если бы рисовали карандашом или ручкой. Мне кажется, что, как и в любом другом искусстве, здесь будут удачи и неудачи.

Как Вы относитесь к творчеству одного из самых дорогих художников Дэмьена Хёрста?

– У меня был личный опыт встречи с творчеством Хёрста, когда его выставка была в нашем музее Кастеева. Шла на неё, думая, что Хёрст к искусству не имеет никакого отношения и я его разоблачу. Выставка называлась «Фармацевтика – новая религия». О том, что, незаметно для себя, мы стали зависимы от лекарств. Мы – рабы лекарств. Выставлены были не рукотворные произведения – все были опечатаны, всё из таблеток. Вторая часть выставки состояла из живых бабочек. Он их выпускал в комнате, где были холсты, раскрашенные синей краской. Бабочки туда прилипали. С одной стороны, их было жалко, потому что они живые, с другой стороны – удивительно красиво. Показывали фильм про Хёрста: его любимый художник – Бекман. Бекман – это лондонская школа. Лондонские художники XX века говорят про боль, одиночество, разрушение, деформацию человека, как современный мир ломает человеческое в человеке. Это страшное искусство, оно тяжелое. Хёрст ни капли не похож на Бекмана, но, как ни странно, он тоже говорит про смерть. У Хёрста смерть не выглядит страшной, она выглядит игрушечной, потому что он работает в пространстве массового сознания.

Когда появилось современное искусство в Казахстане?

– В 90-е годы в Алма-Ате появляется центр современного искусства. И именно этот центр инициировал рождение целого поколения художников, которые стали заниматься новыми форматами искусства. Например, Саид Атабеков, Сауле Сулейменова и Алмагуль Менлибаева.

Можно ли муралы отнести к искусству? В чём их значение?

– Муралы очеловечивают город. Это искусство, которое напрямую обращается к горожанам. Мы начинаем чувствовать город, он разговаривает с нами человеческим голосом, а не казённым. Город – те же джунгли, тот же стресс, что у был первобытного человека, а такое искусство – спасительное. Мне казалось, что наша белка из той же серии: она нелепая, огромная, к искусству не имеет никакого отношения, но она разряжала обстановку. Я не видела ни одного человека, который бы смотрел на неё серьёзно.

О каких проблемах говорят современные художники?

– Художники чувствуют девальвацию ценностей самого человека. Мы живём в то время, когда система важнее человека. Нам всё время говорят: «незаменимых людей нет». Например, эпоха Ренессанса держалась на личности: Колумб был сам себе командир, капитан и всё сразу. Точно такой же был Леонардо: никто не управлял его судьбой, он был абсолютно автономный человек. Эпоха Ренессанса – это эпоха людей, которые сами за себя отвечают. А мы живём в эпоху, когда мы – часть системы. И мы всё время это ощущаем. Современные художники обращают внимание на то, что исчезает человеческая ценность.

Казахстанские художники сontemporary аrt очень увлечены политикой и протестами. Это не плохо и не хорошо, но они должны понимать, что это временно. Все забудут, какой был режим и какая политика, а вечное искусство – оно про всё. Шекспир тоже говорит про борьбу за власть, предательство, коварство на примере каких-то королей, но это – вечное.

Современные художники могут сказать, что они не должны никого радовать. Например, Анри Матисс и Пикассо живут в одно время, в одном городе, переживают одни и те же события, но Пикассо показывает нам, как наш мир разрушается. А Матисс с такой же страстью и талантом показывает, как мир прекрасен. Чем сложнее будет жизнь человека, тем важнее будет искусство успокоительное, радостное, которое будет наполнять тебя жизнью, а не разрушать.


Камиля Садыкова, специально для «Art of Her»

Сабира Оспанова

Экс-автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024