Погрузиться в тишину своего внутреннего мира оказавшись напротив незнакомца (самого себя), чтобы раскрыть скрытую личность и нащупать тонкую грань между собой и ней, а также другими зрителями постановки.
Корреспондент Art of Her отправился на поиск ответов в новом иммерсивном перформансе Дарьи Спиваковой «Пóтлач тишины».
Оказавшись перед собой, что бы вы сказали себе?
«Пóтлач тишины» – это мокьюментари-медитация, практика разделенной тишины, в которой ваше личное сопровождается с личным другого зрителя. Интересно, что два абсолютно разных человека не мешают друг-другу в изучении себя, а наоборот оказываются связаны в поисках уединения.
Сам жанр «мокьюментари» предполагает псевдодокументалистику, но с настолько точными исследованиями, что порой невозможно отличить реальность от вымышленного пространства. Сама идея «Пóтлача тишины» органично вписывается в место его проведения – дом купца Шахворостова (ул. Назарбаева, 99), где в разное время находились консульства США и Франции. Именно последние сыграли важную роль в постановке Дарьи Спиваковой. По задумке автора, в доме обнаружили ящики с артефактами нечеловеческих агентов и инструкцией практики разделенного присутствия.
«Это об уникальном чувственном опыте, о ценности человеческого контакта, о безграничной экосистеме природы и всех живых существ, об осмыслении глобального социального контекста. Много о чём. Об отражении того что значимо сейчас именно для вас. И возможно, того кто напротив», — говорит о постановке Дарья Спивакова.
Интересно, что в постановке не задействованы актёры, за исключением проводника, который встречает и провожает зрителей. Во время процесса практики, зрителей сопровождает голос, который воспринимается как «внутренний голос» каждого из участников.
Практика разделенного присутствия
Основное действие спектакля проходит в пристройке дома на ул. Назарбаева, 99, где в своё время алматинцы получали визы во Францию. По одну сторону зеркального стекла находишься ты, по другую – другой участник перформанса. Но в ходе практики разделенного присутствия, это стекло меняет свой изначальный смысл и становится метафорой.
«Физическое зеркальное стекло в какой-то момент становится холстом, зеркалом, отражением, окном, экраном, порталом, картиной, железным занавесом, гладью воды… это оказался очень емкий и своевременный образ, вбирающий рефлексию о наших отношениях с самими собой, друг-другом, виртуальностью, государственными структурами, о ковидном периоде, об актуальной гео-политической ситуации. С той стороны зеркального стекла — это цитата из стихотворения «Первые свидания» Арсения Тарковского, это строчка из песни Бориса Гребенщикова. Я чувствую в этих текстах особую магию и особенный трепет контакта с реальностью через эти строчки. Будто в них снова так отчётливо отражаются признаки нашего времени и мечты о возвращении в прекрасное», — рассказала Дарья Спивакова.
«Пóтлач тишины»
Пóтлач – это традиционная церемония демонстративного обмена дарами у индейцев Северной Америки. В постановке предметами потлача выступают листочки, гербарий, камни, травы – всё это отсылка к первозданному, к природе человека. Именно церемонию потлача выбрала Дарья Спивакова, чтобы наладить контакт и объединить участников практики в единый организм.
Всё это действие налаживается внутренней тишиной, которая несмотря на звуковое сопровождение оказывает сильное воздействие на всех зрителей.
«Я знаю что способность слышать тишину — это настройка когнитивных функций. Что тишина всегда со мной, внутри, нужно только настроить свой мозг прибывать в ней. Я как и все существо с несовершенной психикой, и иногда это удается, иногда — нет. И в мире так много прекрасных вещей, которые облегчают эту сонастройку. Я люблю свидания с природой — прогулки с горами и морем, красоту простых вещей, медленный созерцательный образ жизни, медитации, книги и музыку. Моя профессиональная деятельность — практика психотерапевта — это тоже путь исследования методов слышать тишину, быть её чутким проводником. И я вижу в этом одну из ключевых функций арт-терапевта — через практики движения и рисования, организовать среду и ситуации, которые делают встречи с тишиной возможными, которые позволяет ей проявить терапевтический ресурс», — подчеркивает автор Дарья Спивакова.
Ответы корреспондента
В сеансе «Пóтлач тишины» принимает участие 10 зрителей, в чьей жизни эти 55 минут становятся важным этапом погружения в себя и незнакомца за стеклом. Это переосмысление ценностей и подчеркнутая важность слышать и быть услышанным в полной тишине.
Для корреспондента Art of Her иммерсивные перформансы занимают особое место в исследовании искусства, и «Пóтлач тишины» стал толчком к интимным открытиям внутреннего подсознания, которое так и сохранится за зеркальным стеклом собственного незнакомца.
Но готов ли местный зритель к таким экспериментам? Дарья Спивакова считает, что нужно взаимодействовать со зрителем, с позиции того, что он скорее всего умнее автора.
«Мои учителя всегда говорили мне относится к зрителю-читателю как к умному осознанному человеку, взаимодействовать с позиции, что он, скорее всего, умнее меня. Думаю, что дело не в каком-то уровне культурной подготовки, а в неслучайной случайности — насколько состояние Потлача Тишины совпадет с состоянием того, кто приходит в него.
Это как отношения с погодой или со стихиями, например, весенний дождь — он неплох и не хорош сам по себе, но иногда у кого-то встреча с ним может вызвать радость и восторг, а иногда у него-же или кого-то другого — негативные переживания несвоевременности и неуместности.
После показов моего предыдущего проекта «Утопия» я получила много трогательных писем, о том как это оказалось значимо и целительно для зрителей. Я никогда не рассчитывала заниматься популярным искусством и была удивлена количеством людей, в которых эта история откликнулась.
Еще, в своих произведениях я оставляю много слоев для погружения, много отсылок, и от того какой именно слой и сколько из них попробует зритель, как он себя чувствует и что происходит в его собственной жизни — сложится его уникальный опыт впечатлений.
И зритель может попробовать только вишенки с верхушки торта или раскусить состав всех коржей и прослоек — у него будет разное ощущение вкуса.
Может оказаться в сензитивно-чувствительном состоянии и набор тактильных контактов откроет для него дополнительную часть истории. Кто-то, может оказаться с похожим на мой поп-культурный и философский бэкграунд и декодированные гиперссылки, оставленные в звучащих текстах приведут его в новое пространство смыслов и семиотических связей.
Но если человек находится в каком-то еще другом актуальном состоянии, от этого произведение не теряет — просто, для каждого, создается разный спектр возможных впечатлений», — отметила Дарья Спивакова.
Дарья Спивакова – художница, режиссёрка, композиторка, технолог тишины и арт-терапевтка. Создательница перформансов «Утопия» и «Утопия. Возвращение в сон».
Очередной сеанс «Пóтлач тишины» планируется с 12 по 15 мая, количество мест ограничено. Редакция Art of Her рекомендует.
Современные женщины одеваются не для мужчин, а для себя: дизайнер одежды Адиля Ботабаева размышляет о моде
Кинорежиссёр Дэвид Кроненберг продаёт свои удаленные камни в почках, как NFT