Саида Елеманова и Сауле Сулейменова о воспитании детей искусства

В преддверии 8 марта редакция «Art of Her» решила поговорить о воспитании творческих детей с Саидой Елемановой и Сауле Сулейменовой. Мать и дочь делятся своими ценными семейными историями и дают советы по воспитанию и принятию искусства в ребенке.

Саида Елеманова – профессор, доктор искусствоведения, член Международного Совета по традиционной музыке (ICTM), Мәдениет қайраткері, член Союза композиторов Республики Казахстан. Мама Сауле Сулейменовой, бабушка Суинбике Сулейменовой и Медины Базаргалиевой.

Саида, расскажите, как вы открыли талант дочери (Сауле Сулейменовой)?

Саида Елеманова: Она была совершенно очаровательным ребенком. У неё отец очень талантливый – дизайнер и архитектор Тимур Сулейменов (Президент союза дизайнеров Казахстана), который, конечно, обращал внимание на всё что она делает.

Я помню, когда Саулеше было 3 года, я уехала в Ленинград получать аспирантуру. Приезжала часто, но эти наезды были экстренные. Вот приехала, побыла немножко с ребенком (неделю, две недели, бывало даже месяц), потом обратно в Ленинград. Поэтому с Саулешей были отец и бабушка. Бабушка (мать мужа) тоже очень талантливая женщина, она создавала Ою-өрнек. Ребенок постоянно тренировал свои маленькие ручки, но при этом, там не было такого особого внимания к рисунку. Отец никогда не говорил, что видит в ней художницу.

Вдруг настал этот день, когда Сауле исполнилось 16 лет и она нарисовала первую картину. Я конечно не художник, не дизайнер, не архитектор, но когда я увидела, поняла что это гениально. Уже была видна мощная рука. Это просто так не бывает, понимаете? Человек который становится художником, он вроде должен пройти такую долгую школу: пока он всему этому научится, все эти постановки. Хотя, её пытались устроить в художественную школу, но она этого не хотела, не ходила на занятия. Просто, она вдруг проснулась художником.

У меня всегда было ощущение: этот человек талантлив, а этот не очень или совсем безталантлив. Я точно знала. И когда Сауле это сделала, я сразу поняла, что это то, что нужно. А для меня – это самая большая ценность. Вот эта творческая личность – это самое главное. Не нужно было никому ничего доказывать, я просто знала что это так.

В молодости Сауле Сулейменова была активисткой, состояла в легендарной группе художников «Зеленый треугольник». У неё были приводы в отделы полиции, она втайне сбегала и читала стихи участникам Желтоксана, сбривала волосы, не появлялась дома. Как вы переживали эти моменты становления художницы?

Саида Елеманова: Надо иметь ввиду, что я занималась своим делом: антропологией, этнографией, музыковедением, искусствоведением, темой национального искусства. Это было важнее.

К примеру, я приглашала домой музыкантов, Сауле была рядом. Она видела как мы их слушаем, как мы к этому относимся. Она росла вот в этом воздухе, он был очень насыщен принципиальным творчеством и идейной свободой без каких либо больших запретов.

Но конечно, я переживала. Как-то она ушла, а потом среди ночи позвонила мне и сказала: «Мама я побрилась на лысо». Мне было очень больно, потому что я знаю, по этнографии – это гражданская казнь. Но у неё это имело абсолютно другой смысл. Я конечно выдержала, я ничего не сделала ей за это. В тот момент, я просто заплакала, что больше нет её прекрасных волос.

Поделитесь советом, как принять и воспитать творческого ребенка?

Саида Елеманова: Человек как он живет, каких он придерживается целей и идеалов – ребенок это видит и он тоже идёт в этом направлении. Я ничего специально не делала. Я всегда очень уважала, что ей дали этот дар. Я должна была уберечь этот дар. Я ей тоже внушала, что это то, что нужно ценить в себе. Всю жизнь я это делаю.

Чувствуете ли вы этот талант в своих внучках?

Саида Елеманова: Ой, внучки у меня конечно феноменальные. Суинбике – очень много взяла от матери. Я вообще с ней связываю большие надежды. Надеюсь, что это так и случится. Она сделает многое. А Медина Базаргалиева – это вообще очарование. Умница, талантище, добрая, очень хорошая.


Сауле Сулейменова – современный казахстанский художник, живописец, актриса, лектор. Дочка Саиды Елемановой, мама Суинбике Сулейменовой и Медины Базаргалиевой.

Сауле, а как вы открыли талант Суинбике?

Сауле Сулейменова: Как только первый раз я её увидела, когда мне принесли этот свёрсток с монобровью, я на неё посмотрела и сразу подумала — это гений. Всю жизнь я так и думаю.

Вот недавно, у меня вылезли воспоминания в фэйсбуке: стихи Суинбике в 6 лет, гениальные стихи. Боже а какие у неё были работы. Она рисовала удивительных людей в 4-6 лет пока не научилась писать, у них не было ушей, у них были огромные ноздри и они как горы возвышались. Что-то удивительное. Она удивительная личность.

Вы с раннего возраста понимали что растёт ребенок искусства?

Сауле Сулейменова: Вы знаете, на самом деле, я просто восхищалась их сущностью (прим. ред. Суинбике и Медина). Так же как и моя мама. Я любила им с самого рождения говорить спасибо, что выбрали меня в качестве своей матери. Спасибо, что сюда пришла твоя душа. И никогда ничего не навязывала. Они обе получили образование по собственному выбору, и никогда мы не платили за это деньги. Я вот поражаюсь, что у нас соседи или родственники миллионы тенге тратят на образование своих детей, а потом дети бросают учебу. Не понятно, зачем делать что-то против воли человека. В любом случае, человек будет делать так, как себя ощущает.

В принципе ценности у нас одни, мы как будто представители одной партии. Как-то мы смеялись, вспоминая, как пришли на одну дискуссию. Все пришли с разных сторон, и мы расселись в разных сторонах зала. Мы не договаривались между собой, но мы почувствовали что мы как некое общее движение, которое проповедует общие ценности. Это потрясающе.

Они меня учат каждый день. Я через них открываю каждый день новый язык. Каждая по своему. Я вижу в них своих вдохновляющих коллег, художниц.

Facebook Saule.Suleimenova

Какого это работать с дочерьми на одном проекте?

Сауле Сулейменова: Ужасно. Это всегда очень тяжело, при этом, очень интересно. Но я лучше сама. В один из наших таких совместных опытов я занялась трансцендентальной медитацией, потому что у меня все бурлило и было очень тяжело найти мир в душе. У нас постоянно были стычки. Это не просто.

На самом деле, что такое семья – это сидеть пить чай, вместе играть с ребенком, гулять. Как бы по сути, это совместное неделанье. Совместное творчество – это когда один кого-то съедает, подавляет, а другой подчиняется. Поэтому лучше просто вместе пить чай.

Какой совет вы можете дать родителям, у кого растёт творческий ребенок?

Сауле Сулейменова: Увидеть в ребенке вот это что-то божественное, вселенное.

Во-первых, представить что это невероятное существо, невероятная сущность воплотилась в твоём ребенке. Во-вторых, принять это. Помедитируйте. Успокойтесь и попытайтесь просто увидеть.

Я думаю, что на самом деле каждый ребенок – это Бог. Это нужно увидеть. Когда новорожденный малыш лежит – это же и есть Бог. Когда люди говорят «я не верю в Бога», — у вас что детей не было или вы не видели малышей?! Хочу пожелать людям видеть в своих детях Бога.


Саида, 8 марта – какой это праздник для Вас?

Саида Елеманова: Ну, отношение изменилось к 8 марту из-за феминизма. В детстве, в молодости – это был просто очередной праздник. А когда началась уже бурная активистская деятельность детей (прим. ред. дочери и внучек), они очень быстро определились с каким-то основными концептуальными вещами, и особенно то что касается феминизма. Я всегда была в стороне от этих вещей. Я дитя советского времени.

Для вас это тёплый день, тёплый праздник?

Саида Елеманова: Советские праздники никогда не были теплыми. Всегда была какая-то врождебная основа. Как будто стояли какие-то противотанковые ежи в подсознаии.

Сауле, а  какой этот день для Вас?

Сауле Сулейменова: Это день когда мы осознаем и понимаем. Это день борьбы за права.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024