В Алматы открылась выставка супругов Асель Кенжетаевой и Санжара Досмагамбетова «Опасные связи». Совместная экспозиция готовилась с октября этого года, но сегодня попала по актуальной болевой точке нашего общества. Максим Скопин специально для Art of Her выяснил, почему выставка тесно связана с контекстом последних событий в стране и каким новаторством она привлекает арт-экспертов.

Художница Асель Кенжетаева и скульптор Санжар Досмагамбетов в браке более 10 лет. Однако за это время у них не было совместных выставок. Впервые объединить их работы в совместной экспозиции решила куратор Валерия Ибраева.

«Опасные связи» — выставка о свободе женщины, а также о том, что этой свободе мешает и ограничивает её. В экспозиции представлена знаменитая серия картин Асель Кенжетаевой «The burning kelin (zhasau)» («Пылающая невестка. Приданое»). Впервые эту серию художница показала в Алматы на группой выставке «50 оттенков голубого» в сентябре 2020 года.

«В работах Асель изысканные колье и серьги, роскошные ткани, головные уборы и обувь, выписанные любовно и тщательно, тем не менее они душат и придавливают невесту, сковывают браслетами-кандалами, держат на месте тяжестью музейных пуговиц, увеличенных до гигантских размеров, обволакивают и заключают ее в довольно тесный овал богатого приданого», – рассказывает куратор Валерия Ибраева.

Серия работ «7УЯТOFF» Санжара Досмагамбетова — это семь разноцветных женских скульптор подвешенных к потолку и связанных в технике шибари — японское искусство бондажа при помощи верёвок. Получились экспериментальные произведения искусства: они вылеплены в свойственной мастеру манере, но очень воздушные и лёгкие. Впервые в Казахстане скульптуры напечатали на 3D принтере, да и в мире примеров подобного использования новых технологий пока крайне мало.

«Скульптуре как виду искусства 40 тысяч лет. Как правило, для их создания используются привычные материалы – глина, гипс, бронза и гранит. Хотелось попробовать что-то новое. Все скульптуры я лепил как акын — с натуры, с реальных моделей. У меня было 10-15 минут, из-за того, что девушки были в подвешенном состоянии. То есть вылеплены они были классически, а уже потом включилась 3D печать. От этого скульптуры ничего не потеряли, они — живые», — сказал Санжар Досмагамбетов.

Кроме этого, Досмагамбетов отмечает, что идею создать скульптуры с элементами шибари ему подсказал художник-иллюстратор Марат Дильманов, который уже шесть лет увлекается японским искусством бондажа — эстетического связывания. 

«Опасные связи» удивительно попали в контекст последних дней, когда в казахстанском обществе на первый план вышла проблема прав женщин и насилия над ними. Самый резонансный случай – убийство экс-министром национальной экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым своей жены Салтанат Нукеновой. После убийства в столичном ресторане в стране вновь заговорили о необходимости криминализации побоев, чтобы резко убавить желание некоторых мужчин распускать руки на близких.

«Пожалуйста, не думайте, что это выставка конюъктурная. Она придумалась ещё в начале октября. Она не связана напрямую с убийствами, хотя… связана, потому что проблема с насилием над женщинами в Казахстане тянется давно», — сказала собравшимся гостям на вернисаже куратор Валерия Ибраева.

Интерес к выставке подогрет долгожданным возвращением Artmeken Gallery. Несколько лет судьба алматинской галереи оставалась под вопросом: в 2020 году им пришлось покинуть обжитое пространство на проспекте Назарбаева и искать новый дом. Выставка «Опасные связи» проходит в галерее Telly, которая предоставила свое пространство для нового проекта Artmeken Gallery.


Выставка Асель Кенжетаевой и Санжара Досмагамбетова «Опасные связи» продлится до 1 декабря 2023 года.

Адрес: г. Алматы, пр. Достык, 250 (галерея Telly).

График работы: ежедневно с 10:00 до 21:00.

Вход свободный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *