Статьи

Оммаж или плагиат: в чём различия и как не спутать

Художники часто обращаются к работам других великих мастеров за вдохновением, признанием или, чтобы отдать дань уважения. Что это? Плагиат или оммаж? В искусстве отличить их бывает непросто. Где та тонкая граница, за которую нельзя заступать?

Редакция Art of Her решила разобраться в этом сложном вопросе и дать ответ: в чём различия между оммажем и плагиатом.

Оммаж

Оммаж – это работа-подражание другому творцу. Дань уважения мастеру. Он может быть как в живописи, так и в кино, музыке, литературе, дизайне.

В искусстве есть немало примеров, когда автор сделал оммаж, который был сделан очень грамотно, с определенной порцией дани уважения и прочее.

В 1945-1946 годах известный художник Пабло Пикассо работал над серией литографий «Бык».

Пабло Пикассо «Бык»

Почти через 20 лет после создания картин, американский поп-арт художник Рой Фокс Лихтенштейн решил создать несколько оммажей в память о великом творце. Он не пытался полностью повторить работу, а даже, наоборот, всячески экспериментировал с эскизами и творил скорее в стиле Казимира Малевича, чем Пикассо. И конечно же, не обошлось без основного стиля автора поп-арт-игры красками. В конечном счете получилась абстрактная геометрическая композиция. Таким образом, произведение стало новым прочтением идеи в новом жанре.

Рой Фокс Лихтенштейн «Бык»

Вот ещё один пример. Работа немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Он сделал оммаж на картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Взял главную героиню с холста и представил её скульптурой, разместив перед панно с другими участниками произведения.

Мы сразу угадаем что-то знакомое в этих работах. Потому что где-то уже видели. В этом и нюанс оммажа. Как правило, художник не скрывает оммаж, а наоборот открыто транслирует его зрителю.

Отличился здесь больше других Энди Уорхол, который делал шелкографии – тиражные изображения звезд. Энди мог взять понравившуюся ему фотографию с обложки модного журнала, напечатать ее в своем кислотном стиле, и – вуаля, произведение готово. То есть использование готовых изображений стало методом, это не плагиат, а цитирование, посвящение, оммаж.

Энди Уорхол «Мэрилин Монро»

Но тут нужно понимать, что плагиат как метод, и плагиат как инструмент — не одно и то же. Есть еще, конечно, аллюзии и отсылки. Они тоже кое-чем отличаются, но это уже другая история.

Плагиат

Плагиат – это опубликование всего или части чужого произведения под своим именем.

Не раз на «дословном» плагиате попадался один из богатейших художников современности – Джефф Кунс. Всем известна его «надувная» балерина в Нью-Йорке. 13-метровая балерина изящно поправляет пуанту на площади перед Рокфеллеровским центром. По словам автора, она символизирует мифологическую богиню Венеру, которая была богиней любви, секса, красоты и плодородия. Однако выяснилось, что американец скопировал свою балерину с фарфоровой статуэтки советской художницы Оксаны Жникруп «Балерина Леночка». Жникруп умерла еще в 1993 году, а до того работала на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, где и изготовила эту фигуру. Кунс где-то наткнулся на статуэтку и «слизал» образ балерины от «а» до «я».

Интересно, что Кунс довольно часто был обвинен в плагиате. Одна из таких историй закончилась судом, который приговорил Кунса выплатить 135 000 долларов компенсации за плагиат.

Как правило, в плагиате обвиняют художников, которые скрывают автора идеи (произведения) и выдают работу за свою. Кроме этого, такие работы приносят финансовую выгоду подельнику, что карается уголовным наказанием во всех странах мира.

Однако, в сообществе художников постоянно происходят обвинения друг-друга в плагиате. Всё дело в том, что некоторые естественные и хронологические события происходят в одно время десятков тысяч художников. Интернет и социальные сети сделали из нас «людей мира», которые оперативно узнают о всех событиях на любой части Земли. Остаться безучастным почти невозможно. От этого и происходят одинаковые работы мастеров, которые изображают одно и тоже событие. Разобраться в таких ситуациях, определить кто прав и виноват – почти невозможно.

Проблема различия плагиата и оммажа всегда будет актуальна. Искусство любит обращаться к прошлому и возрождать былое величие. Пока существует искусство, будет существовать и эта дилемма.

Рус Бикетов

Главный редактор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024