Статьи

«Никто не воспримет это всерьез»: Камила Рустамбекова о своей первой персональной выставке

Камила Рустамбекова — фотографиня-документалистка и режиссерка из Ташкента. Ее работы сосредоточены на исследовании современного узбекского общества, изучении условий труда и жизни местных, границ самовыражения и общественных табу, с которыми сталкивается молодежь. Работы Камилы были опубликованы в таких изданиях, как i-D, East, East, Fotofilmic, Safelight, Calvert, Novastan, Bird in Flight и Klassiki. Также она является участницей проекта Women Photograph, посвященного женщинам-фотожурналистам.

Ее документальные репортажи — яркие, несущие в себе много смыслов. Они отражают то, что знакомо почти каждому жителю Центральной Азии. Исследование идентичности, самовыражения и социальных табу важно для фотографини, потому что она живет среде, где приходится постоянно сталкиваться с этими понятиями. Но, как отмечает Камила в интервью для Bird in Flight, она часто получает негативные отклики на свои работы в социальных сетях из-за смыслов, которые некоторые люди, в силу менталитета и устоев, понимают по-своему. 

Недавно она открыла свою первую персональную выставку, где вместо фотографий были представлены ироничные алмазные картины. О том, как к ней пришла эта идея и почему они – портрет Узбекистана, Камила Рустамбекова рассказала специально для Art of Her.


О том, как пришла к фотографии

Для меня это самый доступный и «простой» инструмент самовыражения. Я начала заниматься фотографией еще в школе, так как никогда не умела рисовать или придумывать что-то. За эти годы пробовала себя в абсолютно разных стилях: бьюти, модная фотография, репортажные съемки, а со временем пришла к проектной документалистике. Лучше и легче всего получается взаимодействовать с реальностью. Но это не значит, что мне просто — я интроверт и контактировать с новыми людьми сложно. 

Узбекистан сформировал меня — я родилась в узбекской семье в Янгиюле (город в Ташкентской области Узбекистана — прим. ред.) и живу здесь до сих пор. Здесь много нерассказанных историй и сюжетов. Поэтому, как авторке-документалистке мне открыто много возможностей для реализации своего потенциала в проектной работе.

Если бы я жила в Париже и приезжала на неделю домой, то было бы легче разделить его влияние на мою жизнь. Но это моя среда, мой дом. Я привыкла работать с этой реальностью и, конечно же, есть что-то что мне нравится, а что-то — нет.


Для справки

В 2021 году Камила создала яркий проект «Если бы не было общества», где каждый участник фотосессий исследовал свой стиль опираясь на мысль, что больше нет никаких запретов и консервативности.

Другой проект «Doors are always open» документирует стиль ташкентских районов. Это совместный проект Камилы Рустамбековой и стилистки Камиллы Ахмедовой, цель которого в отражении характерных черт каждого квартала (махалли). Каждая дверь рассказывает историю не только района, но и мастера, который занимался их созданием. 

С 2021 года по настоящее время Камила работает над документальным проектом о сборе хлопка в Узбекистане «Jannat» — колониальной практике, которая пришла в страну из СССР. Она длится уже порядка сто лет и оказывает огромное влияние на экологию страны, разрушая ее. 


О первой персональной выставке

Я делала эти картины зимой, когда у меня закончились все съемки — хлопок собрали, а фермеры разъехались по домам. Мне было трудно справиться с уходом бешеного ритма работы и просто сидеть дома. В это время много думала о том, как я справляюсь, когда каждый день куда-то бегу, не бываю дома. Но более важный вопрос — что я делаю, когда всего этого нет? Не могла понять, как мне справиться с пустотой и одиночеством. Старалась продолжать жить и находить новые хобби. Как-то прогуливалась по базару и на глаза попались алмазные картины. Они сейчас очень популярны в Ташкенте. Так я и провела всю зиму — создавая картины из страз и смотря украинские телешоу. 

Когда выкладывала картины, друзья смеялись надо мной, а я говорила, что сделаю свою первую персональную выставку с этими работами. Все придут, думая, что увидят мои фотографии, а там – алмазная мозаика. Поэтому и говорю, что выставка с была сделана с иронией.

Но несмотря на шуточное отношение к процессу, эти картины тоже стали для меня работой с узбекистанской реальностью. Мне нравится думать, что выбранные мной сюжеты передают портрет родной страны. На алмазных картинах можно встретить Каабу, Париж, Месси, «ауе» волков, «мимими» собачек, Иисуса и то другое, что знаково жителям Узбекистана. 

Решение создать такую выставку пришло ко мне всего за неделю. Когда думала, куда выставить картины, поняла, что не у всего искусства есть место. Для алмазной мозаики нигде места нет — никто не воспримет это всерьез. Тогда я создала альтернативу физическому пространству — выставка открылась в Fortnite и Minecraft (популярные многопользовательские компьютерные онлайн-игры — прим. ред.).

Позднее она появилась и в реальности. Картины можно было увидеть в заброшенном пространстве, которое раньше принадлежало 139 Documentary Center. Мой молодой человек красил и шкурил стены до трех часов ночи, а сестренка Бернара помогла повесить алмазные картины. Моя подруга Яна Харашо позвала людей на выставку в день Навруза. Сейчас это пространство сносят. Я не знаю, что что случилось с картинами, надеюсь рабочие забрали их домой.

Было сложно заниматься организацией и подготовкой выставки. Меня это утомляет и хотелось бы отдать кому-то эту продюсерскую часть, но у меня нет бюджета на проекты. В целом, я рада, что все получилось именно в том виде, в котором запланировала.

Мари Романова

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024