Статьи

«Мир – это звук» – Владислав Слудский о выставке «Sound Off»

Первая в Центральной Азии биеннале звукового искусства и новой музыки «KORKUT» проходит в Алматы с 7 октября по 4 ноября, в рамках которой организована выставка известной казахстанской арт-группы «Кызыл Трактор».

Групповая выставка «Sound Off» – это исследования художников на тему звука. Звук для «Кызыл трактора» способ воссоединения и деконструкции оральной традиции, своего рода нематериального наследия, кочующего по степи вместе с людьми и так фиксирующего коллективную память. В перформансах «Кызыл трактора» мы также видим отношение к звуку, как к способу излечить человека звуковой волной, чем, вероятно, обусловлено создание масштабного барабана для произведения Ритуала Очищения (см. фото ниже).

Куратором выставки выступил Владислав Слудский, который уже не первый раз работает с «Кызыл трактором».

Владислав Слудский, арт — консультант и куратор выставки «Sound Off» рядом с большим барабаном.

Владислав, почему вы решили курировать эту выставку?

Так совпало, что я давно хотел что-то сделать в музее музыкальных инструментов имени Ыхласа. Он мне нравится, это хороший музей. И я много лет работаю с «Кызыл трактором», поэтому хотелось посмотреть на их язык с нового ракурса.

Немаловажную роль сыграло и то, что мы в 2018 году курировали их большую ретроспективу в Mana Contemporary (прим. ред. Культурный центр в Нью-Джерси, США) с Лизой Ахмади. Я тогда переработал много материалов в архивах, это был классный опыт. И вот часть этой выставки состоит из той, только с фокусом на звук.

Какая ваша кураторская задумка выставки?

Я много думаю над каким-то антиобъектом, антигородом. Искусство, которое существует внетелесности – есть ли оно? Это открытый вопрос. Я похожие вопросы себе задавал, когда работал с Африкой, я знаю несколько латиноамериканских художников, которые тоже работают с наследием номадизма, шаманскими практиками.

Мне Казахстан всегда интересен с точки зрения того, как мы связаны с другими децентрализованными идентичностями. Выставка моей мечты – это объединить под одной крышей Африку, Латинскую Америку, Китай и Центральную Азию. Я это всё изучаю много лет.

«Кызыл трактор» – это прекрасная квинтэссенция этих вопросов, на которые я ищу ответы. Мне кажется, их искусство существует на границе такой объективности, скорее принадлежащей западноевропейской школе искусства, и чего-то, что мы не можем потрогать. Я бы отнёс это к номадическим парадигмам.

Мы не можем потрогать, но можем ли мы это услышать на этой выставке?

Мы можем услышать. Мир – это звук. Чем ты дальше ковыряешься, тем сильнее понимаешь, что звуковые волны – это некое основание творения мира. С этой точки зрения, как раз хотелось бы, чтобы зритель смотрел на картину и слышал её.

Именно в этом контексте, в музее музыкальных инструментов, где у объектов есть функция, я хочу, чтобы всё звучало по-другому. Чтобы это картина принадлежала скорее к устной традиции.

Почему выставку решили назвать «Без звука» (Sound off)?

Если мы посмотрим на 100-топовых художников, которые были активны во времена «Кызыл трактора», то огромное количество из них использует материалы какого-то города (бетон, неон, железо, пластик). В случае с «Кызыл трактором», мне симпатизирует то, что они используют органику. Это антиурбанизированная история. Это больше органическая история, которая стареет и себя хуже запоминает. Дерево меньше просуществует чем пластик. И все эти смыслы для меня интуитивны, и я думаю, что они так же интуитивны для «Кызыл трактора».

Sound Off – потому что, тишина не менее важна, и звук мы вычленяем из тишины. Звук – это по некоторым теориям, не то что мы слышим, а то что мы не слышим. Эти пустоты между нотами – это и есть некая мелодия.

Здесь действительно ничего не звучит. Было бы элементарно сделать выставку про звук, чтобы в ней были звуки. Хотелось контрастов.

Не мешают ли постоянные фоновые мелодии национальных инструментов в музее имени Ыхласа для полного погружения в выставку «Кызыл трактора»?

Нет, это тоже классно. Мы оживляем постоянную коллекцию музея, и это тоже огромная часть этой выставки. Потому что мы не хотели прийти в музей и как-то противопоставить экспозиции.

Многие думают, что современное искусство – это снобизм по отношению к прошлым практикам. Нет, как раз наоборот. Вещи, сделанные в 90-е, оживляют те, которые были сделаны 200 лет назад. Сейчас мы как раз в такой интересной фазе, что все больше кураторов ставят старое с чем-то новым.

Выставка нигде так не сыграла бы ещё, как в музее национальных инструментов имени Ыхласа.

Что означает большой 3-метровый барабан «Кызыл трактора» перед входом в музей?

Он несет в себе несколько задач. Во-первых, он активирует публичное пространство перед музеем. Я большой фанат урбанистики, третьих мест. Я считаю, что искусство может собирать пространство вокруг себя. Меня всегда возбуждала связь города и объекта.

Здесь мы просто вставили неуместный артефакт, который сразу цепляет глаз. Были большие дебаты с музейной дирекцией об этом. Я понимаю, что объект ссорится с архитектурой здания, но это было сделано сознательно.

Я очень люблю искусство, которое демократизирует свою связь со зрителем. Мне это нравится в «Кызыл Тракторе». Это люди, которые ломают дистанцию между художником и зрителем. Поэтому экспозиция начинается с такого манифеста, что мы не в музее, а мы все-таки на улице.

Основные экспозиции выставки принадлежат покойному Молдакулу Нарымбетову. Это какой-то сознательный шаг, чтобы отдать дань уважения художнику или совпадение?

Нет, это на самом деле в большей степени совпадение. Я лучше знаю материалы Молдакула. Так просто вышло, что Молдакул наиболее удачно собирал именно эту мысль вокруг себя.

Но здесь важно понять, что я отношусь к «Кызыл трактору» как к одному человеку. Мне очень сложно отделять некоторые вещи, сложно определить авторство. К примеру, перфоманс делает «Кызыл Трактор», а на камеру снимает Саид Атабеков. С точки зрения правообладания, это работа Саида, но при этом работала вся группа.

Я бы не хотел даже мыслить, что эта выставка – это отдельный Молдакул.

Основатель «Кызыл трактора» Виталий Симаков, в одном из интервью процитировал слова дизайнера Пако Рабана, который говорил о том, что у искусства есть три периода: авангард, классика и барокко. В каком периоде «Кызыл Трактор» сейчас?

Я сторонник теории, что художник у нас наиболее интересен в начале своего пути и в конце. Возьмем Ван Гога, самый сок в начале и в конце.

«Кызыл трактор» – это отцы-основатели современного искусства Казахстана, они получают лавры заслуженной славы. Их искусство актуально как никогда, они попадают в мировой тренд. Всё у них происходит как всегда в карьере художника: сначала 20 лет страдаешь, а потом получаешь.

Но это моя интерпретация. «Кызыл Трактор» не всегда согласен с тем, что я говорю. Они по-прежнему активные художники.

Каким должен выйти зритель после выставки «Sound off»?

Я не хочу думать за зрителя. Пусть зритель выйдет каким хочет. Мне кажется, что хорошее искусство не думает о зрителе. Кураторы тоже. Желание удивить или научить – я не сторонник этого.

Мне кажется, это своевременная выставка. Поскольку музыка и её целебные свойства сложно отрицать, они есть.


Выставка «Sound off» проходит в музее народных музыкальных инструментов имени Ыхласа до 5 ноября 2022 года.

Адрес: ул. Зенкова 24.

График работы: вторник-воскресенье с 10:00 до 19:00.

Вход платный: от 200 до 500 тенге.

Рус Бикетов

Главный редактор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024