Выставки

Метафора колониальной эпохи: в Алматы проходит персональная выставка Ренаты Каминска

Впервые в Алматы, в культурном пространстве «Egin», проходит персональная выставка известной польской художницы Ренаты Каминска. Её активизм простирается на самые злободневные смысловые территории – политическая вовлеченность, деколониальный поворот, права женщин, права меньшиств, вопросы экологии и другие.

Экспозиция выставки состоит из скульптурных объектов, созданных из тонких полос шпона редких африканских пород реликтовых деревьев и досок из североафриканского клена. В своих работах художница поднимает не только экологические вопросы, но и политические о сопротивлении колониальной политике последних империй.

«Представленная выставка на самом деле является метафорой колониальной эпохи, из которой мы можем узнать, как нам следует действовать сегодня, поскольку то, что наши собратья когда-то были колонизированы или оккупированы, не означает, что мы сами до сих пор этого не делаем. А именно по отношению к животным, растениям или регионам, которые находятся в более шатком положении. И так, оккупация, эксплуатация, грабежи, присвоение, исключение, расширение – это то, что происходит постоянно. И это приводит к потерям, которые в настоящее время происходят во всем мире, потому что на самом деле такого рода эгоистично-потребительские действия приводят к глобальным климатическим катастрофам, которые влияют и на тех, кто осуществляет эту эксплуатацию», — говорит Рената Каминска.

Интересно, как художница нашла эти материалы из шпона для отделки дорогой мебели. Каминска выкупила их у семьи одного из последних немецких колонизаторов, потерявших захваченные в Африке земли после Первой мировой войны. Шпон из древесины африканского красного дерева махагони и африканской акации находился на борту одного из последних кораблей с колониальным грузом, прибывшим в порт Гамбурга в начале XX века, а затем около ста лет хранился на складе. Эти деревья варварски вырубаются в странах Африки, Азии и Южной Америки до сих пор, несмотря на статус реликтовых и внесенных в красную книгу.

«Я хочу представить людям то, что имеет для меня определенную эмоциональность. Я обнаружила, что очень часто если вещи, информация о которых доступна всем, вывести из забвения и поставить на вот такой пьедестал внезапно люди начинают видеть их, задумываться об этом, а потом обычно сами приходят к определенным размышлениям.

Колониальное прошлое и активный деколониальный дискурс в обществе привели Ренату Каминска в Центральную Азию. Казахстан представляется ей страной, не только сохраняющей флер традиций, но и использующей модерность для самостоятельного развития. Через визуальные образы она говорит об очень эмоциональных и болезненных в обществе темах.

Рената Каменка, «Шрам» (из серии «Орган»), 2022 г. Фото предоставлено пресс-службой ARTBAT FEST

«Что ж, я считаю художников здесь очень аутентичными и меня также затрагивает колониальная история. Особенно постсоветская история. Я думаю, что её отпечаток останется со мной навсегда. Это не забыть. И для меня эта реакция во многом идентична реакции постколониальных стран, к которым я не принадлежу. Потому что старая Германия, которая развязывала войны, также имела колонии и эксплуатировала их. И я храню эту историю в сухом дереве, которое я представила здесь. Это своего рода артефакты того времени, которые говорят об эксплуатации всех существ на тех территориях, как растений, так и человека. Я привожу эти артефакты сюда, в регионы, где таких деревьев никогда не было, так что здесь это крайне чуждо. На этой выставке я говорю не об истории, а использую её как пример, который может или должен заставить задуматься. И да, мой опыт — лишь малая часть этого, так же, как и метафора того, каково это, когда тебя всегда определяют другие», — поделилась художница.

Напомним, впервые после COVID-19 в Алматы проходит ежегодный фестиваль современного искусства ARTBAR FEST 2023, в рамках которого проходит персональное шоу Ренаты Каминска.


Персональная выставка Ренаты Каминска продлится до 17 сентября 2023 года.

Адрес: г. Алматы, ул. Нурмакова, 79 (вход со стороны ул. Айтиева, красная дверь).

График работы: вторник-пятница с 12:00 до 20:00, суббота-воскресенье по предварительной записи.

Вход свободный.

Рената Рара Каминскапольская художница, живущая и работающая в Берлине (Германия). С 2000-х годов занимается созданием инсталляций, фотографий, видео и перформансов. В своих работах она поднимает социальные, культурные, экономические и политические темы.

Материал подготовлен на основе кураторского текста Юлии Сорокиной.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Инструментализация иностранцев повсюду. О 60-ой Венецианской биеннале

Задавая тему 60-й Венецианской биеннале, бразилец Адриано Педроса вдохновлялся работой французского коллектива Claire Fontaine. Вынесенная…

17 мая, 2024

Как пройдет акция «Ночь в музее 2024» в Казахстане и Кыргызстане

Ежегодно, начиная с 1977 года, Международный совет музеев (ICOM) организует Международный день музеев – уникальное…

17 мая, 2024

Что ждет в этом году посетителей на фестивале «Стихия» в Майнак

С 5 по 8 июня в Муйнак (Каракалпакстан) на «кладбище» кораблей пройдет фестиваль электронной музыки,…

16 мая, 2024

«‎Мы — продукты колонизации» — художница Назира Карими о фильме «Ҳафта» и участии в 60-й Венецианской биеннале

Сухая, выжженная степь простирается на многие километры вперед. Где-то все же попадаются заросли, а кое-где…

15 мая, 2024

В Алматы планируют переименовать улицы в честь деятелей искусств

Акимат Алматы совместно с депутатами маслихата разработал проект, согласно которому, планируется переименовать несколько улиц города…

15 мая, 2024

В Алматы запустили бесплатный аудиогид по «золотому квадрату»

Независимое медиа Art of Her, ювелирный дом Damiani и меценат Жанна Кан запустили бесплатный аудиогид…

14 мая, 2024