Впервые в Алматы, в культурном пространстве «Egin», проходит персональная выставка известной польской художницы Ренаты Каминска. Её активизм простирается на самые злободневные смысловые территории – политическая вовлеченность, деколониальный поворот, права женщин, права меньшиств, вопросы экологии и другие.
Экспозиция выставки состоит из скульптурных объектов, созданных из тонких полос шпона редких африканских пород реликтовых деревьев и досок из североафриканского клена. В своих работах художница поднимает не только экологические вопросы, но и политические о сопротивлении колониальной политике последних империй.
«Представленная выставка на самом деле является метафорой колониальной эпохи, из которой мы можем узнать, как нам следует действовать сегодня, поскольку то, что наши собратья когда-то были колонизированы или оккупированы, не означает, что мы сами до сих пор этого не делаем. А именно по отношению к животным, растениям или регионам, которые находятся в более шатком положении. И так, оккупация, эксплуатация, грабежи, присвоение, исключение, расширение – это то, что происходит постоянно. И это приводит к потерям, которые в настоящее время происходят во всем мире, потому что на самом деле такого рода эгоистично-потребительские действия приводят к глобальным климатическим катастрофам, которые влияют и на тех, кто осуществляет эту эксплуатацию», — говорит Рената Каминска.
Интересно, как художница нашла эти материалы из шпона для отделки дорогой мебели. Каминска выкупила их у семьи одного из последних немецких колонизаторов, потерявших захваченные в Африке земли после Первой мировой войны. Шпон из древесины африканского красного дерева махагони и африканской акации находился на борту одного из последних кораблей с колониальным грузом, прибывшим в порт Гамбурга в начале XX века, а затем около ста лет хранился на складе. Эти деревья варварски вырубаются в странах Африки, Азии и Южной Америки до сих пор, несмотря на статус реликтовых и внесенных в красную книгу.
«Я хочу представить людям то, что имеет для меня определенную эмоциональность. Я обнаружила, что очень часто если вещи, информация о которых доступна всем, вывести из забвения и поставить на вот такой пьедестал — внезапно люди начинают видеть их, задумываться об этом, а потом обычно сами приходят к определенным размышлениям.
Колониальное прошлое и активный деколониальный дискурс в обществе привели Ренату Каминска в Центральную Азию. Казахстан представляется ей страной, не только сохраняющей флер традиций, но и использующей модерность для самостоятельного развития. Через визуальные образы она говорит об очень эмоциональных и болезненных в обществе темах.
«Что ж, я считаю художников здесь очень аутентичными и меня также затрагивает колониальная история. Особенно постсоветская история. Я думаю, что её отпечаток останется со мной навсегда. Это не забыть. И для меня эта реакция во многом идентична реакции постколониальных стран, к которым я не принадлежу. Потому что старая Германия, которая развязывала войны, также имела колонии и эксплуатировала их. И я храню эту историю в сухом дереве, которое я представила здесь. Это своего рода артефакты того времени, которые говорят об эксплуатации всех существ на тех территориях, как растений, так и человека. Я привожу эти артефакты сюда, в регионы, где таких деревьев никогда не было, так что здесь это крайне чуждо. На этой выставке я говорю не об истории, а использую её как пример, который может или должен заставить задуматься. И да, мой опыт — лишь малая часть этого, так же, как и метафора того, каково это, когда тебя всегда определяют другие», — поделилась художница.
Напомним, впервые после COVID-19 в Алматы проходит ежегодный фестиваль современного искусства ARTBAR FEST 2023, в рамках которого проходит персональное шоу Ренаты Каминска.
Персональная выставка Ренаты Каминска продлится до 17 сентября 2023 года.
Адрес: г. Алматы, ул. Нурмакова, 79 (вход со стороны ул. Айтиева, красная дверь).
График работы: вторник-пятница с 12:00 до 20:00, суббота-воскресенье по предварительной записи.
Вход свободный.
Рената Рара Каминска – польская художница, живущая и работающая в Берлине (Германия). С 2000-х годов занимается созданием инсталляций, фотографий, видео и перформансов. В своих работах она поднимает социальные, культурные, экономические и политические темы.
Материал подготовлен на основе кураторского текста Юлии Сорокиной.
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…