Статьи

Мастерская: сколько денег нужно художнику чтобы творить?

Развитие искусства напрямую зависит от возможностей, которые существуют для художников в нашей стране. Так, одним из главных факторов влияющим на творческий процесс любого деятеля искусства является пространство в котором он работает. По признанию самих художников, мастерские — это чаще всего их личные помещения, где они создают свои шедевры. Многие порой используют под свои нужды гаражи или квартиры, некоторые снимают отдельные помещения.

Мы решили узнать, как обстоят дела с мастерскими у столичных художников и сколько денег в месяц они тратят на аренду.

Я художница абстрактно — исследовательской живописи, изучаю вопрос, влияния изобразительного искусства на состояние человека. В 2014 году впервые запускала проект «Наброски обнаженной натуры» в Астане. Продлился он один год, тогда я поняла, что время таких идей в нашем городе не пришло. Пол года назад частично вышла из декрета преподавать живопись детям и готовить личные проекты. Вливаясь в арт — индустрию сейчас, я точно знаю, что наш город готов к новому и нам пора действовать. Так родился проект «AртБаза». Мастерская «АртБаза» — коворкинг для художников. Когда мы открывались, я искала в гугле какие-то гос.организации, но вся информация очень устарела. Это заброшенные сайты с отключенными номерами, — рассказала Евгения Грекина.

Соосновательница «АртБазы» Лизаветта Антропова отмечает, что мастерская необходима каждому автору. Она помогает сосредоточиться и не отвлекаться на другие бытовые вопросы с которыми художники сталкиваются работая из дома. Также в студиях можно делиться опытом со своими учениками, встречаться с потенциальными покупателями и проводить разные культурные мероприятия.

Содержать свою студию в одиночку не дешево, поэтому мы объединились и втроем нашли подходящее помещение и обустраиваем его максимально комфортно для всех. А также наши двери открыты для тех авторов, кто столкнулся с проблемой нехватки пространства для работы или просто хочет побыть в обществе единомышленников. Можно арендовать место, творить и при этом знакомиться с людьми из арт- сообщества. У нас творческая атмосфера, всё время что-то происходит. Но при этом мы выстраиваем график, чтобы не мешать друг другу, — поделилась Лизаветта Антропова.

Так, важным вопросом, который встает перед художником при подборе подходящей студии или мастерской, являются финансы: сколько это будет стоить для него.

В целом, в месяц у нас уходит примерно 300 000 тенге. Сюда входит аренда, ежедневные бытовые расходы, какие-то покупки для обустройства уюта: столы, вешалки, посуда и прочее. Плюс расходные материалы для занятий и своей работы. Это уже траты из другой категории, — добавила Лизаветта Антропова.

Именно здесь встает острый момент с помощью от государства. Ведь молодые и начинающие художники не могут себе позволить такие расходы. Малика Игибаева — художник цифрового жанра и третья соосновательница проекта «АртБаза» отмечает, что часто подобного рода проекты создаются самими художниками у которых финансовый и организационный вопрос встают ребром.

Материальная поддержка — это очень важно. И это не обязательно деньги, это могут быть как и мольберты, краски, мебель и любые другие материалы, которые дадут возможность облегчить первые месяцы и встать на ноги. Также очень помогает огласка. Чем больше людей узнают о нашей мастерской, тем быстрее дойдет информация до тех, кто нуждался в подобном помещении или комьюнити. Если говорить о государственных процессах, то можно долго рассуждать. Однако, в первую очередь это гранты и программы, направленные на реализацию творческих проектов, о которых мы могли бы слышать и видеть в инфополе, иначе бывает, что прошла программа, а о ней и не знал никто, — прокомментировала Малика Игибаева.

Если обратиться к статистике и забить в поисковике запрос «мастерские для художников Астана» то пользователю выйдут 73 варианта по городу. Как привило, это и большие культурные пространства в которых художники могут проводить любые мероприятия, начиная от процесса создания картин, и помещения в которых можно провести свою выставку. Но при этом это все частные студии, которые сдаются  в аренду. При нынешних условиях, когда цена на аренду помещений по всему Казахстану выросла, многие художники просто не могут позволить себе что-либо из предлагаемых вариантов.

Мастерских для взрослых или для действующих художников очень мало. А в Астане всего 2 или 3, включая нас. Алмата прошла большой путь, благодаря чему имеет бОльший выбор, как различных студий, так и условий. Многие алматинцы имеют понимание об искусстве и спокойно на него реагируют. Астана в этом плане скромнее, и менее опытна. Однако на уровне условий не сильно отличается, думаю в ближайшее время у нас может открыться много необычных и интересных проектов. Я лично слышала, что раньше некоторым художникам выделялись помещения с немалой площадью, однако в настоящее время такого не встречала. Скорее всего есть какие то государственные мастерские или может кому-то и выдают, но этого не видно и не слышно в широких кругах. А возможно нужно пройти огромный и сложный путь по получению этого помещения, который также будет сопровождаться большим количеством бюрократических проволочек и условий, — отметила Малика Игибаева.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ситуация с мастерскими для наших художников стоит очень остро и влияет она на многое. В первую очередь это профессиональное отношение к своей работе. Художник в наше время не должен быть бедным, нам всем нужна культура и искусство. А поддержка от государства может вселить уверенность. Пока многие проекты это лишь личная инициатива.

Я уверена, что есть фонды и организации, но мы об этом ничего не знаем. И людей особенно творческих пугает тот факт, что мы не знаем где искать и у кого спрашивать. Доступность информации это первое на что нужно обратить внимание, — поделилась Евгения Грекина.

Художницы неоднократно подчеркнули, что наличие помещений для творческих людей по приемлемой цене помогло бы не только решить финансовые трудности, но и способствовало бы развитию комьюнити. В свою очередь, комьюнити — ключевой инструмент создания инновационной среды, идеальный для коллабораций и синергии между его участниками.

Материал подготовила Зарина Кусанова

Сабира Оспанова

Экс-автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024