К концу 2022 года социальные сети захватили магические аватары, созданные специальным фоторедактором Lensa. Таким образом по данным data.ai приложение разработанное российскими специалистами из Prisma Labs в ноябре уже возглавило топ-100 наиболее скачиваемых на платформе iOS в России и Белоруссии. Данный тренд добрался и до Казахстана.
Такой исход событий очень сильно встряхнул арт-рынок, под ударом на этот раз оказались иллюстраторы. Или нет?
Проанализировав многие приложения, созданные задолго до 2022 года – мы видим, что сама идея не нова, все дело в алгоритмах. На этот раз сервис использует технологию нейросетей, то есть «перерисовывает» фотографию в заданном пользователем стиле, а не просто накладывает фильтр на изображение. Именно этот факт и смутил многих представителей творческих профессий, ведь пользователи приложения были готовы платить определённую сумму денег ради этих аватаров. Значит ли это, что вскоре человечеству не нужны будут услуги иллюстраторов и достаточно будет зайти в приложение и одним кликом создать шедевр?
На эту тему мы решили порассуждать с преподавателем живописи, рисунка, основ дизайна, композиции и истории искусств Инной Кипчакбаевой.
Вам самой нравятся современные приложения по обработке фото?
Сейчас очень популярно преобразовывать фото в так называемую «картину». Это может быть большой помощью иллюстраторам и дизайнерам, равно как и отказом от собственного творчества. Одинаково красивые лица, пропущенные через специальную обработку, могут стать комплиментом но, одновременно, затереть неповторимость.
То есть вы считаете, что данные приложения стирают индивидуальность?
Конечно! Дебаты по поводу работ под копирку идут давно и тут мы можем привести много примеров. Например, сейчас также модно писать картины своими руками в уютной студии, особенно среди тех, кто никогда не брал в руки кисть.
Тем не менее оттуда люди уходят с готовой картиной и приятными впечатлениями, и не важно, что вся группа рисовала примерно одно и то же по шаблону, главное, что в ваших руках их же собственное произведение.
Художники академисты могут осуждать картины, написанные за один урок. По мнению многих, человек с таким подходом ничему не научился и без учителя вряд ли cможет это повторить, не то что многолетнее обучение рисунку и живописи по всем академическим канонам изобразительного искусства.
Но, опять же, ученик, знающий все правила построения, классическую композицию и колористику, делающий ставку исключительно на протоколы и правильность, грамотность и каноничность, и теряющий индивидуальность при этом — не творит ли он по шаблону в той же степени?
Если выставить картины любителей с мастер класса срисованные с одной и той же картинки и вышколенные академизмом натюрморты профессионалов, в чем будет принципиальное сходство? В этих случаях наиболее успешен будет тот, кто максимально приблизился к «образцу», а вот различия между картинами будут практически стёрты. Там нет человека, нет Творца.
А где тогда творец? У него всегда свой непохожий путь?
Вспомним 2009 год, как пример. Тогда уличный фотограф Кэти Граннан вышла на улицы Калифорнии с простой целью создать фотографии случайных людей. Никакой обработки фото, никаких постановочных сцен или поз: герои фотографий даже не смотрели в камеру. Сквозь морщинки, несовершенства фигур, не идеально подобранные образы в одежде фотограф обратила внимание зрителя на характерные особенности, жизненность и самобытность отдельного человека, что и отличает его от других, дарит идентичность, что так старательно в погоне за придуманным кем-то совершенством многие стараются стереть. Её спросили, не жестоко ли выставлять людей со всеми их недостатками, без подготовки и позирования? Её ответ был резким: «На мой взгляд, наиболее жестокие фотографии — это обложки модных журналов», сказала Кэти. И именно ее фотографии вошли в коллекцию музея современного искусства в Нью-Йорке.
По вашему мнению сегодняшние магические аватары – это временное увлечение и не более чем хайп? К чему стоит готовиться?
Образцы, шаблоны, правила безусловно нужны и без них наступил бы хаос. Это точка опоры для мозга, но не стоит забывать, что если слишком долго «опираться» на что-то, можно разучиться ходить самому. И если бы мы смотрели на жизнь только чужими глазами, мы бы так и остались в заложниках чужих стандартов.
Сегодняшние аватары завтра станут завтрашними аватарами со своими правилами изображения. На мой взгляд нейросети будут всегда и будут процветать и видоизменяться еще больше. Мое пожелание не противостоять шаблонам, а возглавить.
Нужно создавать в визуальных образах свою магию, но это должно быть настолько талантливо и притягательно, чтобы люди захотели копировать и подражать. Опять же повторюсь, ничего плохого в шаблонах нет, пока это не становится непреложным законом и вы не предаете свою суть.
Если у вас есть желание выявить именно ваш индивидуальный стиль и идеи в изобразительном искусстве и дизайне, то приглашаем Вас на программу «Современное Искусство и Идеи» от Инны Кипчакбаевой. (Предложение актуально для жителей города Алматы).
Телефон для записи на курс: +7 776 888 0780
Обложка: Даша Лейзаренко
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…