В начале сентября этого года стало известно, что кинофестиваль «Жаңа Шекара», в рамках которого планировался показ документальных фильмов о жизни уйгуров, казахов и представителей других коренных народов Синьцзяна, был перенесен в онлайн-формат из-за давления со стороны правоохранительных органов на площадку в Алматы. Однако, организаторам все же удалось представить запланированную групповую выставку «Көргәзмә/Көрсетпе», которая открылась 20 октября в алматинской галерее 101 Dump Gallery.
«Мы не представляем вам уйгурское настоящее, ведь для этого хватило бы и зеркала. Всё, что мы показываем – это грёзы и кошмары уйгурского народа» – такими словами зрителя встречает экспозиция. Это слова из манифеста коллектива молодых уйгурских художниц “Сұлтан қизлар” .
Гнетущее ощущение выставки приходит уже на спуске в галерею. Экспонатов немного, и на первый взгляд все выглядит несколько куцо. Однако каждое произведение сопровождает QR-код, позволяющий прочитать авторское пояснение на трех языках. «Көргәзмә/Көрсетпе» прокатывает зрителя по всем аспектам социальной жизни Синьцзяна – от семейного очага до камер исправительных лагерей.
«Мы очень переживали, что выставку ждёт та же судьба, что и фестиваль. Однако всё получилось, чему мы очень рады. Был объявлен open-call, но не все работы прошли из-за небольшого пространства зала. Мы фокусировались на молодых уйгурских и казахских художниках, кто понимает происходящее в Восточном Туркестане», – рассказала Медина Базаргали, одна из организаторок кинофестиваля и кураторка выставки.
За большинством работ стоит личная история. «Я полюбила галимую уйгурскую попсу только после смерти моего буви (дедушки – прим. ред)» – гласит надпись возле телевизора, по которому транслируется концерт национальной музыки. Веселая песня в исполнении пестро одетой уйгурки – то, что художница Рукия Фархадова объясняет как «ситуация утраты и планомерного уничтожения создаёт художественную ценность там, где она даже не планировалась». Для авторки, не понимающей такую музыку, это возможность прикоснуться к родной культуре через обращение к покойному деду.
Или другой, тоже мультимедийный пример. На экране происходит застолье. Такое домашнее и понятное, с разноцветными корпе и пиалушками. Снятое на старую камеру с рябью изображения и оттого еще более трогательное прощание: его автор, теперь уже известный поэт и переводчик Тілек Ырысбек, а тогда совсем юный мальчик последний раз сидит с семьей перед отъездом в Казахстан.
Интересна двусмысленность некоторых работ. Карта Восточного Туркестана в исполнении Мұрагер Шәріпқан располосована толстыми нитками — ала жіп, который используется в ритуале тұсау кесу. Описание говорит, что это маршрут кочевий предков автора. Но еще это очень похоже на колючие непереходимые границы, в буквальном смысле стягивающиеся над регионом.
Жемчужиной выставки можно назвать манифест сообщества уйгурских художниц «Султан Қизләр». Он одновременно открывает выставку и суммирует ее. В тексте девушки рассуждают о том, почему им так важна идентичность уйгурок, хотя родились они в Казахстане, и им гораздо ближе что-то общее из ислама и Центральной Азии. Приходят они к простому объяснению: а кто, если не мы? Именно им принадлежит фраза о кошмарах уйгурского народа. И бок о бок с написанным на стене манифестом стоит то самое зеркало – правда, разбитое. Оно как бы вторит: таким было бы отражение, если бы не…
«Көргәзмә/Көрсетпе» – это выставка отчаяния в простых вещах. Невзирая на казалось бы очевидную геополитическую привязку, она ни к чему не агитирует. Это не крик о помощи или активистская акция. Конечно, есть в экспозиции и небольшой плакат «Хватит молчать», и посвященные заключенным «Ячейки Сынцьзяна» с портретами людей в одинаковых черных рамках. Но это выставка об уязвимости, о культуре, которую принято игнорировать, и историях, которые принято замалчивать. И это отчуждение миллионов людей даже после окончания просмотра еще долго остается горчащим привкусом.
Групповая выставка «Көргәзмә/Көрсетпе» продлится до 5 ноября 2023 года.
Кураторка: Медина Базаргали.
Адрес: г. Алматы, ул. Панфилова, 101 (101 Dump Gallery).
График работы: вторник-воскресенье с 12:00 до 22:00.
Вход свободный.
В Государственном музее искусств Узбекистана открылась выставка Tashkent Modernism.Index
Центральная Азия на Asia Now: обзор на выставку от Дильды Рамазан