Статьи

Феномен Digital-арта на примере работ Эльвиры Акатьевой

В эпоху пост/метамодерна, где традиционные границы искусства рушатся, диджитал-арт возникает как неоднозначный феномен, полный отсылок к различным художественным течениям. Он становится мостом между прошлым и будущим, объединяя в себе элементы классической эстетики, плоскостных экспериментов и передовые цифровые технологии.

Одним из фундаментальных аспектов творчества визуальных художников является способность переосмыслить и подвергнуть сомнению традиционные представления об искусстве с помощью графического дизайна, видео и фотоэкспериментов. Влияние постмодернизма прослеживается в игре с различными стилями, цитатами и отсылками, которые заполняют цифровые полотна. Художник не ограничен техникой, материалами и может воспроизводить диалог с прошлыми эпохами, концепциями и системами через удобный ему формат.

Искусствовед Александра Кудряшова специально для Art of Her рассмотрела работы молодой художницы Эльвиры Акатьевой и попыталась разобраться в её визуальной практике диджитал-арта.


Эльвира Акатьева – художница, чье творчество находится на пересекающейся плоскости диджитал-арта и графического дизайна, является вдохновляющим проявлением синтеза эстетических принципов и передовых технологий. Ее произведения обладают не только визуальной привлекательностью, но и глубиной содержания, раскрывающей исследование возможностей искусства и рефлексией о собственном существовании и мыслях.

Эльвира Акатьева

Взглянув на произведения художницы, мы замечаем, что она разными методами исследует возможности цифровых технологий, чтобы создать абстрактные композиции и зафиксировать свои размышления. Сочетание формы, цвета, шрифта и текстуры формирует гармоничные и сложные визуальные структуры, которые приковывают внимание зрителя и углубляют его восприятие. Использование диджитал-арта позволяет художнице освободиться от физических ограничений и смело экспериментировать с различными эффектами, добавляя в произведения концептуальные формы и многомерность.

Одна из работ Эльвиры Акатьевой заключается в информировании людей о расстройстве аутистического спектра (РАС). Само произведение представлено в виде коробок, на которые нанесены иллюстрации и изображения. Эти коробки являются не только распространенным способом борьбы с неорганизованностью, но и символическим представлением внутреннего мира человека в спектре аутизма. Они приглашают зрителя заглянуть за поверхность и раскрыть необыкновенный внутренний мир и иной способ мышления.

В работах Эльвиры Акатьевой также прослеживается постмодернистский подход, который характеризуется игрой с субъективностью и бессмысленностью. Художница экспериментирует с символами и ассоциациями, позволяя различным интерпретациям пересекать границы традиционных художественных жанров и стилей. Это могут быть шрифтовые работы, коллажи с использованием простой геометрии и ее деформации, случайные фото и игра слов/изображений.

Ее работы располагают к размышлениям о проблемах современного искусства, в особенности к эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936), когда стирается грань между классическим восприятием эстетического опыта и новыми способами популяризации искусства, элементами поп-арта и дадаизма. Это становится похоже на зеркало современной культуры, полной ярких беспорядочных осколков прошлого и сложных цветовых взаимосвязей, вызывая у зрителя вопросы и наблюдения о представлениях и уже собственном эстетическом опыте.

Например, «Спекулятивное абстрактное дизайн-искусство». В этом проекте она стремится найти и исследовать границу между графикой и искусством. Ассоциативно сразу можно вспомнить Анри Матисса и его знаменитые коллажи-аппликации, которые со временем изменили восприятие зрителей в ХХ веке своими революционными экспериментами с плоскостью. Или Казимира Малевича с его размышлениями о природе, космосе и метафизике формы, создание так называемых «цветоформ», которые без повествовательного содержания уже несут в себе идею.

Глубина диджитал-арта и заключается в его способности разрушать и восстанавливать смыслы, объединять противоположности и играть с иронией. Эльвира Акатьева использует композиционные приемы, монтажные техники и цитирование других произведений (прямо или косвенно), создавая многогранные работы, которые становятся чистым пространством для интерпретации.

«Визуальные образы – это мой способ мыслить, мне важно не только говорить с людьми на конкретные темы, но также дать возможность каждому увидеть в моих работах свой смысл. Я не настаиваю на определенной идее, которую хочу донести, мне важно дать пространство выбора, в котором зритель через внутренние ассоциации найдет свои ответы», – говорит художница.

Её творчество представляет собой уникальное сочетание диджитал-арта и графического дизайна, обогащенное глубиной и символической значимостью. Ее произведения удивляют своей визуальной привлекательностью и эстетической сложностью, в то же время заставляют зрителя почувствовать себя вовлеченным в игру и рассмотреть собственные представления о современном искусстве. И, что очень важно, открывают новый спектр восприятия, расширяя наше понимание визуальной эстетики и возможностей технологий.

Александра Кудряшова

Искусствоведка

View Comments

  • Никогда не понимала такого рода искусство, но сейчас стало более менее понятнее. Спасибо!

Recent Posts

Инструментализация иностранцев повсюду. О 60-ой Венецианской биеннале

Задавая тему 60-й Венецианской биеннале, бразилец Адриано Педроса вдохновлялся работой французского коллектива Claire Fontaine. Вынесенная…

17 мая, 2024

Как пройдет акция «Ночь в музее 2024» в Казахстане и Кыргызстане

Ежегодно, начиная с 1977 года, Международный совет музеев (ICOM) организует Международный день музеев – уникальное…

17 мая, 2024

Что ждет в этом году посетителей на фестивале «Стихия» в Майнак

С 5 по 8 июня в Муйнак (Каракалпакстан) на «кладбище» кораблей пройдет фестиваль электронной музыки,…

16 мая, 2024

«‎Мы — продукты колонизации» — художница Назира Карими о фильме «Ҳафта» и участии в 60-й Венецианской биеннале

Сухая, выжженная степь простирается на многие километры вперед. Где-то все же попадаются заросли, а кое-где…

15 мая, 2024

В Алматы планируют переименовать улицы в честь деятелей искусств

Акимат Алматы совместно с депутатами маслихата разработал проект, согласно которому, планируется переименовать несколько улиц города…

15 мая, 2024

В Алматы запустили бесплатный аудиогид по «золотому квадрату»

Независимое медиа Art of Her, ювелирный дом Damiani и меценат Жанна Кан запустили бесплатный аудиогид…

14 мая, 2024