Статьи

Феномен Digital-арта на примере работ Эльвиры Акатьевой

В эпоху пост/метамодерна, где традиционные границы искусства рушатся, диджитал-арт возникает как неоднозначный феномен, полный отсылок к различным художественным течениям. Он становится мостом между прошлым и будущим, объединяя в себе элементы классической эстетики, плоскостных экспериментов и передовые цифровые технологии.

Одним из фундаментальных аспектов творчества визуальных художников является способность переосмыслить и подвергнуть сомнению традиционные представления об искусстве с помощью графического дизайна, видео и фотоэкспериментов. Влияние постмодернизма прослеживается в игре с различными стилями, цитатами и отсылками, которые заполняют цифровые полотна. Художник не ограничен техникой, материалами и может воспроизводить диалог с прошлыми эпохами, концепциями и системами через удобный ему формат.

Искусствовед Александра Кудряшова специально для Art of Her рассмотрела работы молодой художницы Эльвиры Акатьевой и попыталась разобраться в её визуальной практике диджитал-арта.


Эльвира Акатьева – художница, чье творчество находится на пересекающейся плоскости диджитал-арта и графического дизайна, является вдохновляющим проявлением синтеза эстетических принципов и передовых технологий. Ее произведения обладают не только визуальной привлекательностью, но и глубиной содержания, раскрывающей исследование возможностей искусства и рефлексией о собственном существовании и мыслях.

Эльвира Акатьева

Взглянув на произведения художницы, мы замечаем, что она разными методами исследует возможности цифровых технологий, чтобы создать абстрактные композиции и зафиксировать свои размышления. Сочетание формы, цвета, шрифта и текстуры формирует гармоничные и сложные визуальные структуры, которые приковывают внимание зрителя и углубляют его восприятие. Использование диджитал-арта позволяет художнице освободиться от физических ограничений и смело экспериментировать с различными эффектами, добавляя в произведения концептуальные формы и многомерность.

Одна из работ Эльвиры Акатьевой заключается в информировании людей о расстройстве аутистического спектра (РАС). Само произведение представлено в виде коробок, на которые нанесены иллюстрации и изображения. Эти коробки являются не только распространенным способом борьбы с неорганизованностью, но и символическим представлением внутреннего мира человека в спектре аутизма. Они приглашают зрителя заглянуть за поверхность и раскрыть необыкновенный внутренний мир и иной способ мышления.

В работах Эльвиры Акатьевой также прослеживается постмодернистский подход, который характеризуется игрой с субъективностью и бессмысленностью. Художница экспериментирует с символами и ассоциациями, позволяя различным интерпретациям пересекать границы традиционных художественных жанров и стилей. Это могут быть шрифтовые работы, коллажи с использованием простой геометрии и ее деформации, случайные фото и игра слов/изображений.

Ее работы располагают к размышлениям о проблемах современного искусства, в особенности к эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936), когда стирается грань между классическим восприятием эстетического опыта и новыми способами популяризации искусства, элементами поп-арта и дадаизма. Это становится похоже на зеркало современной культуры, полной ярких беспорядочных осколков прошлого и сложных цветовых взаимосвязей, вызывая у зрителя вопросы и наблюдения о представлениях и уже собственном эстетическом опыте.

Например, «Спекулятивное абстрактное дизайн-искусство». В этом проекте она стремится найти и исследовать границу между графикой и искусством. Ассоциативно сразу можно вспомнить Анри Матисса и его знаменитые коллажи-аппликации, которые со временем изменили восприятие зрителей в ХХ веке своими революционными экспериментами с плоскостью. Или Казимира Малевича с его размышлениями о природе, космосе и метафизике формы, создание так называемых «цветоформ», которые без повествовательного содержания уже несут в себе идею.

Глубина диджитал-арта и заключается в его способности разрушать и восстанавливать смыслы, объединять противоположности и играть с иронией. Эльвира Акатьева использует композиционные приемы, монтажные техники и цитирование других произведений (прямо или косвенно), создавая многогранные работы, которые становятся чистым пространством для интерпретации.

«Визуальные образы – это мой способ мыслить, мне важно не только говорить с людьми на конкретные темы, но также дать возможность каждому увидеть в моих работах свой смысл. Я не настаиваю на определенной идее, которую хочу донести, мне важно дать пространство выбора, в котором зритель через внутренние ассоциации найдет свои ответы», – говорит художница.

Её творчество представляет собой уникальное сочетание диджитал-арта и графического дизайна, обогащенное глубиной и символической значимостью. Ее произведения удивляют своей визуальной привлекательностью и эстетической сложностью, в то же время заставляют зрителя почувствовать себя вовлеченным в игру и рассмотреть собственные представления о современном искусстве. И, что очень важно, открывают новый спектр восприятия, расширяя наше понимание визуальной эстетики и возможностей технологий.

Александра Кудряшова

Искусствоведка

View Comments

  • Никогда не понимала такого рода искусство, но сейчас стало более менее понятнее. Спасибо!

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024