Выставки

Фантомная быль – новая персональная выставка Елены и Виктора Воробьевых

С последней персональной выставки Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит» прошло 7 лет. Тогда дуэт выставлялся в 2015 году в музее искусств им. Кастеева, а после, в 2017, отправился на 57-ю Венецианскую биеннале в основном составе выставки. Томительные 7 лет ожидания были подкреплены новыми глобальными событиями в мире и стране: отставка первого президента Казахстана, эпидемия коронавируса, трагические январские события, война в Украине, эмиграция россиян, а также осуждение колониальной и постколониальной политики России.

Художественный дуэт в своих работах поднимает темы значения и понимая постсоветского времени. Они точно акцентируют внимание на тех смыслах и объектах, которые мы упускаем из виду. Оттого новая персональная выставка Елены и Виктора Воробьевых была ожидаемой. Уж слишком сильно поменялось время, поменялось мышление людей, появились акценты, осмысляется точная граница черного и белого.

Персональная выставка «Фантомная быль» – это новые и уже известные работы художников, в которых они продолжают рефлексировать на тему постсоветского в советском. Само название выставки происходит от одноименной серии фотографий, сделанных в 2013 году.

«Нам постоянно пытаются сказать, что советское здесь, и мы должны вернуться. На самом деле, это конечно абсолютно какие-то фантастические представления. Все-таки мир развивается. Мы создавали работы по общей теме «постсоветское в советском». Сейчас, во времена новых конфликтов, наш проект остается актуальным», – рассказала Елена Воробьева.

«Возьмите в пример Кыргызстан, все памятники Ильича стоят, они же влияют на общество. Если их не хочет кто-то убирать, они же преследуют какую-то цель», – добавил Виктор Воробьев.

В своих работах художники запечатлели свой семейный быт через выключенный экран телевизора. Это чистая фото-документалистика, именно через фотоаппарат художники пытаются передать эту постсоветскую реальность. Таким образом, Елена и Виктор Воробьевы отказываются от собственного субъективного, доверяя реальности снимка, нежели традиционной живописи.

«Выставка о психологии человека, о том, что эти фантомы нужно видеть, нужно понимать. Идеология пронизывает нас, хочешь этого или не хочешь, люди снова возвращаются к этому», – поделилась Елена Воробьева.

Интересно, что выставка проходит параллельно в двух пространствах, которые располагаются в разных частях города: ДОМ 36 и Aspan Gallery. В двух локациях представлены разные работы художников и, несмотря на то, что каждая из выставок самостоятельна, это одна история под названием «Фантомная быль».

«Изначально мы планировали выставку только в Aspan Gallery, но у нас созрел проект «Эстелик», который предполагает большое пространство с высокими потолками. В Aspan Gallery мы не смогли бы разместить эту работу. Поэтому, мы попросились в ДОМ 36, но решили добавить другие работы, чтобы поддержать самостоятельную выставку», – рассказал Виктор Воробьев.

Как отмечают сами художники, зрителям будет лучше сначала посетить выставку в пространстве ДОМ 36, а уже после отправиться в Aspan Gallery.

«В ДОМ36 мы обращаемся к зрителю более шире. В Aspan Gallery – это более камерные работы, там проект про частную жизнь. От рождения до смерти. Обе выставки связанны друг с другом», – отметила Елена Воробьева.

Персональная выставка Елены и Виктора Воробьевых «Фантомная быль» продлится в пространстве ДОМ36 до 1 декабря 2022 года, в Aspan Gallery до 22 января 2023 года.

Адрес: ДОМ36 (ул. Барибаева, 36), Aspan Gallery (пр. Аль-Фараби, 140a/3, минус 1-й этаж).

График работы: ДОМ36 (вторник-воскресенье с 12:00 до 20:00), Aspan Gallery (вторник-суббота с 11:00 до 19:00, воскресенье с 12:00 до 18:00).

Вход свободный.

Елена и Виктор Воробьевы работают вместе с 1990-х годов. Они используют различные техники и жанры, и в результате на свет появляются многослойные и часто ироничные произведения. Художники фиксируют эфемерные и незаметные детали повседневности, частные характеристики, а также вещи и явления, которые порой остаются незамеченными. Используя очень легкий и ироничный подход, Воробьевы по-новому представляют окружающую действительность, обнажая ее социальную и культурную подоплеку.

Произведения художников хранятся в коллекциях музея Стеделейк в Амстердаме, центра Помпиду в Париже, Sharjah Art Foundation в Шардже, музея MuHKA в Антверпене, Centro per l’arte contemporanea Luigi Pecci в Прато, музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых в Семее, Новосибирской государственной картинной галереи, Павлодарского областного художественного музея, Государственного центра современного искусства в Москве и музея искусств им. А. Кастеева в Алматы.

Рус Бикетов

Главный редактор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024