Interview

«В Караганде нет музея современного искусства, а потребность в нем есть» — кураторка Лариса Карчевская об открытии НеМузея современного искусства «The Steppe»

Карагандинская кураторка Лариса Карчевская работает над созданием регионального проекта Non-Museum of Modern Art «The Steppe» (НеМузей современного искусства «Степь»). НеМузей может иметь большое значение для арт-сцены Караганды, ведь это проект, целью которого станет поддержка и развитие современного искусства. Отсутствие музейных институций или мероприятий, посвящённых современному искусству, натолкнули Ларису на мысль о создании связующего звена между зрителем и деятельностью современных казахстанских художников. Ключевой особенностью такого НеМузея является его независимость от конкретного места и пространства — для экспозиции работ будут использоваться различные локации по всему городу. НеМузей также предлагает научно-исследовательскую и образовательную программы, в рамках которых будут организованы мероприятия для обсуждения актуальных тем в искусстве Казахстана и мира, а также художники и их творческие направления.

Первым проектом НеМузея будет организация онлайн-выставки под названием «Ощущение земли. Современная казахстанская идентичность», где произведения искусства будут представлены в специальной виртуальной галерее, доступной для зрителей из разных уголков мира. Организаторы уже объявили Open call для участия в выставке. Приглашаются художники_цы и коллективы со всего мира, интересующиеся культурой и общественной жизнью Казахстана. Центральный вопрос выставки: что формирует личную идентичность современного жителя Казахстана? Участники могут работать в различных направлениях: цифровое искусство, мода, искусственный интеллект, фотография, NFT, аудио- и видеоарт, а также текстовые формы. 

Авторка Art of Her Евдокия Сорокина поговорила с Ларисой Карчевской об идеях и целях НеМузея, перспективах регионального проекта, образовательных программах и готовности карагандинской публики к экспериментам совриска.


Лариса, расскажите, как вам пришла идея организовать НеМузей?

Идея НеМузея принадлежит мне. Я давно её вынашивала, но в голове не было четкой концепции. В июле мы провели мероприятие в подземном переходе, открытие мурала «Жеті Қазына», и я увидела, как уместно было использовать пространство города для публичной программы. Тогда всё сложилось. 

Я решила запустить этот проект по нескольким причинам. Первая и основная: в Караганде нет музея современного искусства, а потребность в нем есть. Музей – это ведь не только архивация и экспозиция искусства, это ещё и образовательная, исследовательская деятельность. На всё это есть спрос в Караганде, теперь есть и предложение. Новое здание мы можем ждать ещё долго, а работа с современным искусством нужна уже сейчас. 

Другие причины – моё желание поработать с пространством города, с разными художниками и актуальными повестками.

Какая основная концепция и цели у проекта?

Основная концепция НеМузея заключена в идее: «Весь город – пространство для искусства». Это попытка обратить внимание жителей на своей город, «присвоить» его себе, задуматься о культуре и вместе делать что-то для его развития и процветания. Ну и конечно, наладить активный диалог зрителя с художником и зрителя со зрителем. 

Для кого открывается НеМузей? Акцент будет на региональных художниках?

Это важный вопрос. Потому что у меня есть два ответа, но один из них весомее. Изначально, я создала НеМузей для региональных художников современного искусства. Поскольку отсутствие подходящих художественных институций в нашем регионе – это большая проблема. Она приводит к оттоку молодых художников, которые не находят здесь себе места, а исчезающая современная культура делает город скучным и неинтересным как для туристов, так и для самих жителей. Но потом я поняла, что есть ещё один аргумент в пользу НеМузея – это обмен информацией с остальными регионами. Хочется быть таким «маячком» на карте современного искусства Центральной Азии. У нас много аутентичных художников, своя история, темы, нам есть что сказать, мы интересные. И вот это мне кажется тоже очень важным.

Первая выставка пройдет онлайн. Есть ли уже мысли о том, чтобы открыть офлайн пространство? Каким оно будет?

Да, сейчас мы соберём выставку в онлайн-галерее и в планах презентовать её оффлайн. Пока детали разрабатываются. Но могу сказать, что работы присылают очень интересные, поэтому есть что показать в оффлайне. Мы будем пользоваться доступными пространствами в нашем городе, как и задумывали. И возможно, покажем в галереях других городов Центральной Азии.

Отмечу, что наши следующие два проекта тоже не подразумевают своей площадки, поэтому пока мы укладываемся в концепцию. Дальше будет видно.

Что Вы думаете о готовности людей к восприятию онлайн-выставок наравне с реальными?

Пока не знаю, как ответить на этот вопрос. Я уже делала выставку в онлайн-галерее, многие люди не разобрались, как туда заходить. В этот раз буду делать официальную презентацию и офлайн-выставку, на которой покажу, как пользоваться онлайн-галереями. В целом, во всем мире, выставка в онлайн-галерее имеет международный статус и ценится наравне с обычной. Даже если наш зритель пока не готов, мы будем их проводить, потому что это новая реальность и важный инструмент для развития искусства.

Какие программы будет действовать в НеМузее?

Сейчас пока есть три программы. Первая связана с выставкой в онлайн-галерее на тему современной казахстанской айдентики. Мы уже провели лекцию Дильды Рамазан о современном искусстве Казахстана. Дальше планируем просмотр документального кино на актуальную социально значимую тему и обсуждение её с режиссером. Ещё будут дискуссии с журналистами, экологами, общественными деятелями о современной повестке. 

Следующий проект связан с Карагандой. В 2024 году городу исполняется 80 лет, хочется поработать с разными художниками по этой теме. Сделать коллаборации. 

Также есть образовательная программа для фотографов, но она пока разрабатывается. В целом, НеМузей считает своей миссией занятие научно-исследовательской и образовательно-воспитательной деятельностью, и все программы так или иначе будут ей следовать.

Как Вы будете измерять и оценивать влияние НеМузея на культурную среду региона? 

Думаю, главный критерий – появление интересных художественных проектов и новых художников совриска в регионе.

Евдокия Сорокина

Recent Posts

Что ждет в этом году посетителей на фестивале «Стихия» в Майнаке

С 5 по 8 июня в Муйнаке (Каракалпакстан) на «кладбище» кораблей пройдет фестиваль электронной музыки,…

May 16, 2024

«‎Мы — продукты колонизации» — художница Назира Карими о фильме «Ҳафта» и участии в 60-й Венецианской биеннале

Сухая, выжженная степь простирается на многие километры вперед. Где-то все же попадаются заросли, а кое-где…

May 15, 2024

В Алматы планируют переименовать улицы в честь деятелей искусств

Акимат Алматы совместно с депутатами маслихата разработал проект, согласно которому, планируется переименовать несколько улиц города…

May 15, 2024

В Алматы запустили бесплатный аудиогид по «золотому квадрату»

Независимое медиа Art of Her, ювелирный дом Damiani и меценат Жанна Кан запустили бесплатный аудиогид…

May 14, 2024

В Казахстане молодежь наиболее активные читатели — Министерство культуры

Пресс-служба Министерства культуры и информации РК поделилась статистикой информационной системы библиотеки КазНЭБ, согласно которой наиболее…

May 14, 2024

Печальный конец известной коллекции искусства Розы и Карлоса де ла Круз

В начале месяца аукционный дом Christie’s объявил о первых торгах предметов из коллекции Розы де…

May 13, 2024