Interview

«В Караганде нет музея современного искусства, а потребность в нем есть» — кураторка Лариса Карчевская об открытии НеМузея современного искусства «The Steppe»

Карагандинская кураторка Лариса Карчевская работает над созданием регионального проекта Non-Museum of Modern Art «The Steppe» (НеМузей современного искусства «Степь»). НеМузей может иметь большое значение для арт-сцены Караганды, ведь это проект, целью которого станет поддержка и развитие современного искусства. Отсутствие музейных институций или мероприятий, посвящённых современному искусству, натолкнули Ларису на мысль о создании связующего звена между зрителем и деятельностью современных казахстанских художников. Ключевой особенностью такого НеМузея является его независимость от конкретного места и пространства — для экспозиции работ будут использоваться различные локации по всему городу. НеМузей также предлагает научно-исследовательскую и образовательную программы, в рамках которых будут организованы мероприятия для обсуждения актуальных тем в искусстве Казахстана и мира, а также художники и их творческие направления.

Первым проектом НеМузея будет организация онлайн-выставки под названием «Ощущение земли. Современная казахстанская идентичность», где произведения искусства будут представлены в специальной виртуальной галерее, доступной для зрителей из разных уголков мира. Организаторы уже объявили Open call для участия в выставке. Приглашаются художники_цы и коллективы со всего мира, интересующиеся культурой и общественной жизнью Казахстана. Центральный вопрос выставки: что формирует личную идентичность современного жителя Казахстана? Участники могут работать в различных направлениях: цифровое искусство, мода, искусственный интеллект, фотография, NFT, аудио- и видеоарт, а также текстовые формы. 

Авторка Art of Her Евдокия Сорокина поговорила с Ларисой Карчевской об идеях и целях НеМузея, перспективах регионального проекта, образовательных программах и готовности карагандинской публики к экспериментам совриска.


Лариса, расскажите, как вам пришла идея организовать НеМузей?

Идея НеМузея принадлежит мне. Я давно её вынашивала, но в голове не было четкой концепции. В июле мы провели мероприятие в подземном переходе, открытие мурала «Жеті Қазына», и я увидела, как уместно было использовать пространство города для публичной программы. Тогда всё сложилось. 

Я решила запустить этот проект по нескольким причинам. Первая и основная: в Караганде нет музея современного искусства, а потребность в нем есть. Музей – это ведь не только архивация и экспозиция искусства, это ещё и образовательная, исследовательская деятельность. На всё это есть спрос в Караганде, теперь есть и предложение. Новое здание мы можем ждать ещё долго, а работа с современным искусством нужна уже сейчас. 

Другие причины – моё желание поработать с пространством города, с разными художниками и актуальными повестками.

Какая основная концепция и цели у проекта?

Основная концепция НеМузея заключена в идее: «Весь город – пространство для искусства». Это попытка обратить внимание жителей на своей город, «присвоить» его себе, задуматься о культуре и вместе делать что-то для его развития и процветания. Ну и конечно, наладить активный диалог зрителя с художником и зрителя со зрителем. 

Для кого открывается НеМузей? Акцент будет на региональных художниках?

Это важный вопрос. Потому что у меня есть два ответа, но один из них весомее. Изначально, я создала НеМузей для региональных художников современного искусства. Поскольку отсутствие подходящих художественных институций в нашем регионе – это большая проблема. Она приводит к оттоку молодых художников, которые не находят здесь себе места, а исчезающая современная культура делает город скучным и неинтересным как для туристов, так и для самих жителей. Но потом я поняла, что есть ещё один аргумент в пользу НеМузея – это обмен информацией с остальными регионами. Хочется быть таким «маячком» на карте современного искусства Центральной Азии. У нас много аутентичных художников, своя история, темы, нам есть что сказать, мы интересные. И вот это мне кажется тоже очень важным.

Первая выставка пройдет онлайн. Есть ли уже мысли о том, чтобы открыть офлайн пространство? Каким оно будет?

Да, сейчас мы соберём выставку в онлайн-галерее и в планах презентовать её оффлайн. Пока детали разрабатываются. Но могу сказать, что работы присылают очень интересные, поэтому есть что показать в оффлайне. Мы будем пользоваться доступными пространствами в нашем городе, как и задумывали. И возможно, покажем в галереях других городов Центральной Азии.

Отмечу, что наши следующие два проекта тоже не подразумевают своей площадки, поэтому пока мы укладываемся в концепцию. Дальше будет видно.

Что Вы думаете о готовности людей к восприятию онлайн-выставок наравне с реальными?

Пока не знаю, как ответить на этот вопрос. Я уже делала выставку в онлайн-галерее, многие люди не разобрались, как туда заходить. В этот раз буду делать официальную презентацию и офлайн-выставку, на которой покажу, как пользоваться онлайн-галереями. В целом, во всем мире, выставка в онлайн-галерее имеет международный статус и ценится наравне с обычной. Даже если наш зритель пока не готов, мы будем их проводить, потому что это новая реальность и важный инструмент для развития искусства.

Какие программы будет действовать в НеМузее?

Сейчас пока есть три программы. Первая связана с выставкой в онлайн-галерее на тему современной казахстанской айдентики. Мы уже провели лекцию Дильды Рамазан о современном искусстве Казахстана. Дальше планируем просмотр документального кино на актуальную социально значимую тему и обсуждение её с режиссером. Ещё будут дискуссии с журналистами, экологами, общественными деятелями о современной повестке. 

Следующий проект связан с Карагандой. В 2024 году городу исполняется 80 лет, хочется поработать с разными художниками по этой теме. Сделать коллаборации. 

Также есть образовательная программа для фотографов, но она пока разрабатывается. В целом, НеМузей считает своей миссией занятие научно-исследовательской и образовательно-воспитательной деятельностью, и все программы так или иначе будут ей следовать.

Как Вы будете измерять и оценивать влияние НеМузея на культурную среду региона? 

Думаю, главный критерий – появление интересных художественных проектов и новых художников совриска в регионе.

Евдокия Сорокина

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024