Exhibitions

Метафора колониальной эпохи: в Алматы проходит персональная выставка Ренаты Каминска

Впервые в Алматы, в культурном пространстве «Egin», проходит персональная выставка известной польской художницы Ренаты Каминска. Её активизм простирается на самые злободневные смысловые территории – политическая вовлеченность, деколониальный поворот, права женщин, права меньшиств, вопросы экологии и другие.

Экспозиция выставки состоит из скульптурных объектов, созданных из тонких полос шпона редких африканских пород реликтовых деревьев и досок из североафриканского клена. В своих работах художница поднимает не только экологические вопросы, но и политические о сопротивлении колониальной политике последних империй.

«Представленная выставка на самом деле является метафорой колониальной эпохи, из которой мы можем узнать, как нам следует действовать сегодня, поскольку то, что наши собратья когда-то были колонизированы или оккупированы, не означает, что мы сами до сих пор этого не делаем. А именно по отношению к животным, растениям или регионам, которые находятся в более шатком положении. И так, оккупация, эксплуатация, грабежи, присвоение, исключение, расширение – это то, что происходит постоянно. И это приводит к потерям, которые в настоящее время происходят во всем мире, потому что на самом деле такого рода эгоистично-потребительские действия приводят к глобальным климатическим катастрофам, которые влияют и на тех, кто осуществляет эту эксплуатацию», — говорит Рената Каминска.

Интересно, как художница нашла эти материалы из шпона для отделки дорогой мебели. Каминска выкупила их у семьи одного из последних немецких колонизаторов, потерявших захваченные в Африке земли после Первой мировой войны. Шпон из древесины африканского красного дерева махагони и африканской акации находился на борту одного из последних кораблей с колониальным грузом, прибывшим в порт Гамбурга в начале XX века, а затем около ста лет хранился на складе. Эти деревья варварски вырубаются в странах Африки, Азии и Южной Америки до сих пор, несмотря на статус реликтовых и внесенных в красную книгу.

«Я хочу представить людям то, что имеет для меня определенную эмоциональность. Я обнаружила, что очень часто если вещи, информация о которых доступна всем, вывести из забвения и поставить на вот такой пьедестал внезапно люди начинают видеть их, задумываться об этом, а потом обычно сами приходят к определенным размышлениям.

Колониальное прошлое и активный деколониальный дискурс в обществе привели Ренату Каминска в Центральную Азию. Казахстан представляется ей страной, не только сохраняющей флер традиций, но и использующей модерность для самостоятельного развития. Через визуальные образы она говорит об очень эмоциональных и болезненных в обществе темах.

Рената Каменка, «Шрам» (из серии «Орган»), 2022 г. Фото предоставлено пресс-службой ARTBAT FEST

«Что ж, я считаю художников здесь очень аутентичными и меня также затрагивает колониальная история. Особенно постсоветская история. Я думаю, что её отпечаток останется со мной навсегда. Это не забыть. И для меня эта реакция во многом идентична реакции постколониальных стран, к которым я не принадлежу. Потому что старая Германия, которая развязывала войны, также имела колонии и эксплуатировала их. И я храню эту историю в сухом дереве, которое я представила здесь. Это своего рода артефакты того времени, которые говорят об эксплуатации всех существ на тех территориях, как растений, так и человека. Я привожу эти артефакты сюда, в регионы, где таких деревьев никогда не было, так что здесь это крайне чуждо. На этой выставке я говорю не об истории, а использую её как пример, который может или должен заставить задуматься. И да, мой опыт — лишь малая часть этого, так же, как и метафора того, каково это, когда тебя всегда определяют другие», — поделилась художница.

Напомним, впервые после COVID-19 в Алматы проходит ежегодный фестиваль современного искусства ARTBAR FEST 2023, в рамках которого проходит персональное шоу Ренаты Каминска.


Персональная выставка Ренаты Каминска продлится до 17 сентября 2023 года.

Адрес: г. Алматы, ул. Нурмакова, 79 (вход со стороны ул. Айтиева, красная дверь).

График работы: вторник-пятница с 12:00 до 20:00, суббота-воскресенье по предварительной записи.

Admission is free.

Рената Рара Каминскапольская художница, живущая и работающая в Берлине (Германия). С 2000-х годов занимается созданием инсталляций, фотографий, видео и перформансов. В своих работах она поднимает социальные, культурные, экономические и политические темы.

Материал подготовлен на основе кураторского текста Юлии Сорокиной.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024