Exhibitions

Метафора колониальной эпохи: в Алматы проходит персональная выставка Ренаты Каминска

Впервые в Алматы, в культурном пространстве «Egin», проходит персональная выставка известной польской художницы Ренаты Каминска. Её активизм простирается на самые злободневные смысловые территории – политическая вовлеченность, деколониальный поворот, права женщин, права меньшиств, вопросы экологии и другие.

Экспозиция выставки состоит из скульптурных объектов, созданных из тонких полос шпона редких африканских пород реликтовых деревьев и досок из североафриканского клена. В своих работах художница поднимает не только экологические вопросы, но и политические о сопротивлении колониальной политике последних империй.

«Представленная выставка на самом деле является метафорой колониальной эпохи, из которой мы можем узнать, как нам следует действовать сегодня, поскольку то, что наши собратья когда-то были колонизированы или оккупированы, не означает, что мы сами до сих пор этого не делаем. А именно по отношению к животным, растениям или регионам, которые находятся в более шатком положении. И так, оккупация, эксплуатация, грабежи, присвоение, исключение, расширение – это то, что происходит постоянно. И это приводит к потерям, которые в настоящее время происходят во всем мире, потому что на самом деле такого рода эгоистично-потребительские действия приводят к глобальным климатическим катастрофам, которые влияют и на тех, кто осуществляет эту эксплуатацию», — говорит Рената Каминска.

Интересно, как художница нашла эти материалы из шпона для отделки дорогой мебели. Каминска выкупила их у семьи одного из последних немецких колонизаторов, потерявших захваченные в Африке земли после Первой мировой войны. Шпон из древесины африканского красного дерева махагони и африканской акации находился на борту одного из последних кораблей с колониальным грузом, прибывшим в порт Гамбурга в начале XX века, а затем около ста лет хранился на складе. Эти деревья варварски вырубаются в странах Африки, Азии и Южной Америки до сих пор, несмотря на статус реликтовых и внесенных в красную книгу.

«Я хочу представить людям то, что имеет для меня определенную эмоциональность. Я обнаружила, что очень часто если вещи, информация о которых доступна всем, вывести из забвения и поставить на вот такой пьедестал внезапно люди начинают видеть их, задумываться об этом, а потом обычно сами приходят к определенным размышлениям.

Колониальное прошлое и активный деколониальный дискурс в обществе привели Ренату Каминска в Центральную Азию. Казахстан представляется ей страной, не только сохраняющей флер традиций, но и использующей модерность для самостоятельного развития. Через визуальные образы она говорит об очень эмоциональных и болезненных в обществе темах.

Рената Каменка, «Шрам» (из серии «Орган»), 2022 г. Фото предоставлено пресс-службой ARTBAT FEST

«Что ж, я считаю художников здесь очень аутентичными и меня также затрагивает колониальная история. Особенно постсоветская история. Я думаю, что её отпечаток останется со мной навсегда. Это не забыть. И для меня эта реакция во многом идентична реакции постколониальных стран, к которым я не принадлежу. Потому что старая Германия, которая развязывала войны, также имела колонии и эксплуатировала их. И я храню эту историю в сухом дереве, которое я представила здесь. Это своего рода артефакты того времени, которые говорят об эксплуатации всех существ на тех территориях, как растений, так и человека. Я привожу эти артефакты сюда, в регионы, где таких деревьев никогда не было, так что здесь это крайне чуждо. На этой выставке я говорю не об истории, а использую её как пример, который может или должен заставить задуматься. И да, мой опыт — лишь малая часть этого, так же, как и метафора того, каково это, когда тебя всегда определяют другие», — поделилась художница.

Напомним, впервые после COVID-19 в Алматы проходит ежегодный фестиваль современного искусства ARTBAR FEST 2023, в рамках которого проходит персональное шоу Ренаты Каминска.


Персональная выставка Ренаты Каминска продлится до 17 сентября 2023 года.

Адрес: г. Алматы, ул. Нурмакова, 79 (вход со стороны ул. Айтиева, красная дверь).

График работы: вторник-пятница с 12:00 до 20:00, суббота-воскресенье по предварительной записи.

Admission is free.

Рената Рара Каминскапольская художница, живущая и работающая в Берлине (Германия). С 2000-х годов занимается созданием инсталляций, фотографий, видео и перформансов. В своих работах она поднимает социальные, культурные, экономические и политические темы.

Материал подготовлен на основе кураторского текста Юлии Сорокиной.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Семь минут коллективного молчания: Марина Абрамович провела свой самый масштабный перформанс

Известная сербская художница Марина Абрамович провела свой самый масштабный перформанс на музыкальном фестивале «Гластонбери» в…

July 2, 2024

«Советская власть знала как манипулировать чувствами людей»: коллектив DAVRA о новом проекте на Biennale Matter of Art 2024

С 14 июня по 29 сентября в Национальной галерее в Праге проходит Biennale Matter of…

July 2, 2024

В Ташкенте благотворительный аукцион собрал $12 000 на продаже картин, сгенерированных ИИ

В столице Узбекистана благотворительная выставка-аукцион Orzu, организованная в рамках Всемирного молодежного фестиваля, собрала почти $12…

July 1, 2024

Эквивалентность. Время. Природа. История

В алматинском Музее имени Абылхана Кастеева проходит выставка трёх современных турецких художников Онура Мансиза, Халиля…

July 1, 2024

В Казахстане ИЗО вернут в школьную программу 3-4 классов

Заместительница премьер-министра Казахстана Тамара Дуйсенова сообщила о возвращении предмета «Изобразительное искусство» в школьную программу 3-4…

June 27, 2024

Во Франции открылся первый частный музей Европы, посвященный художницам

Коллекционер Кристиан Леветт открыл во французском Мужене музей FAMM (Femmes Artistes du Musée de Mougins),…

June 26, 2024