Column by Inna Kipchakbayeva

Красота и красивость: как отличить искусство от коммерческого творчества?

Искусство очень субъективно по своей сути и порой бывает трудно разобраться что перед вами – качественное коммерческое творчество или подлинное искусство. Есть некоторые признаки, которые помогут нам разобраться в главных отличиях.

В первую очередь следует понимать, что у произведения искусства есть миссия, а у коммерческого изображения – функция. Миссия подлинного искусства пробуждать душу, касаться ума и сердца человека. Рассказывать зрителю о нём же самом, пробуждая вопросы или давая ответы. Оно всегда в диалоге со зрителем. Кисть художника, как свеча в темноте. Искусство отражает время, настроение целой эпохи, то, чем живут люди в этот период. Оно может очень выразительно говорить об исторических событиях не только с точки зрения сухих фактов, но и с позиции глубокого проживания знаковых мировых этапов или исторических периодов отдельной страны. Английский художник и коллекционер Дэмьен Хёрст как-то отметил, что существует три способа познания мира – наука, религия и искусство, с чем трудно не согласиться, ведь иногда даже видео не способно в полной мере передать характер событий, с чем изящно справляется художник. Например, как передать отношение всего американского общества к знаменитой актрисе прошлого Мерилин Монро? Как передать тот факт, что к ней были склонны относиться как к красивой вещи, нежели как к человеку, и как передать её личную печаль и одиночество? Серия картин Энди Уорхола «Мерилин Монро» 1967 года очень ярко осуществляет данную задачу. Помимо мировой значимости, искусство предлагает что-то очень личное для каждого и всегда является непрекращающимся диалогом между зрителем, художником, его работой и эпохой, в отличие от творчества, которое просто радует глаз и доносит однослойные смыслы.

Энди Уорхол «Мерилин Монро»

Произведениям искусства иногда придают и мистическое значение, например истории про картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван», где художник показывает момент убийства царем своего сына. На картину неоднократно нападали и резали ее. Вандал Игорь Подпорин так и не смог логически объяснить зачем он это сделал. Есть версии, что причиной подобного помешательства стала мощная и подавляющая атмосфера картины, с невероятно натуралистично написанными эмоциями обезумевшего цареубийцы и дикий взгляд в пустоту с осознанием, что он натворил. В общем, полотно не для слабонервных. Более позитивным примером будет картина 1916 года «Розовые любовники» Марка Шагала (Lovers in Pink, Chagall). Картина художника была написана во Франции, в момент наивысшей нежности и экзальтации чувств автора к его любимой Белле и картине иногда шутливо приписывают свойство благотворно влиять на романтические отношения. Картина Марка является прорывным отходом от стиля ренессанс, популярного в ту эпоху, и художник создаёт намеренно плоское изображение, чтобы ярче передать единство влюблённых и стереть грани.

Марк Шагал «Розовые любовники»

Коммерческое творчество, напротив, отходит от многослойности смыслов и берёт за задачу декорирование, заполнение пустоты пространства и дизайн, чтобы прежде всего хорошо его продать. Люди сотни раз пройдут мимо декоративных или дизайнерских картин, что увешивают стены салонов, и они их не зацепят ничем, кроме самого изображения. Часто это или салонная живопись, списанная с внешне эффектных картинок из сети, или тщательно продуманный творческий продукт, цель которого поймать волну актуальности – что сейчас покупают, что модно. Коммерческое изображение может быть выполнено виртуозно, стильно, эффектно и безусловно это большой труд если продукт качественный, но категорически неправильно называть его искусством. Творчеством – да, но никак не искусством.

Как правило, в таком творчестве не нужно особого опыта и насмотренности, чтобы считать посыл. Хороший творческий продукт обычно вызывает мысли о хорошем украшении для помещения, приятном подарке на праздник. Бывает и обратная сторона. Никакой красивости – напротив, как будто спонтанность, сумасшествие, скандал на холсте бывают настолько продуманными, что это чувствуется. С помощью таких изображений автор намеренно «хайпует», вызывая реакцию для большей монетизации творчества или тонко эксплуатирует распространённые мотивы.

На контрасте посмотрим на стиль дадаизм, который зародился во время первой мировой войны, в Цюрихе. Измученные и испуганные художники на опыте своей жизни увидели как расчётливость, логичность и продуманное управление смыслами привели к самым жестоким военным операциям и разрушениям. Слушая залпы орудий вдали, художники потянулись к ироничной «бессмыслице» в своем творчестве, даже насмешке и «безобразию», чтобы просто не сойти с ума от серьезности и тяжести положения. Лишенные крова, близких людей, и по сути будущего они отвергли всю прежнюю философию искусства, культурные традиции и пропагандировали жить одним днём.

Рауль Хаусман «Арт-критик»

Многочисленные декоративные изображения, пусть даже и исполненные хорошо, привлекают взгляд лишь в первый раз, со временем затираясь в памяти под слоем новых и новых штампов. Произведение искусства, напротив, не может прожить и дня без зрителя, без взаимодействия с историей и наполнением, без того, чтобы о нём говорили. Такие произведения остаются в памяти навсегда и идут с вами, раскрывая всё новые и новые глубины каждый раз, когда вы к ним обращаетесь.

Коммерциализация, безусловно, имеет своё место в мире творчества. В диалогах о коммерческих произведениях необходимо чётко понимать задачи, которые они выполняют и вырабатывать правильное отношение к ним с точки зрения функционала. Чёткая грань между искусством и творчеством особенно важна для людей, идущих по пути развития своего творчества и, в потенциале, превращения его в настоящее искусство. Да, картины великих художников продаются за великие деньги, но это прежде всего потому, что они так или иначе изменили ход истории или пролили свет на вещи, которые в ином случае остались бы без внимания.


Каким настоящее искусство быть не может?

  • Направленным только на элитарную группу людей. Искусство служит каждому зрителю.
  • Иметь только эстетическую декоративную ценность.
  • Слишком поверхностным и слишком запутанным. Как правило, искусство проливает свет на истину и имеет четкую идею или вызывает чувства, а не уводит в дебри или высокопарность. Искусство про понимание со зрителем.
  • Мертвым и сухим, просто набором технических приемов. В него всегда вложена душа. Оно про жизнь.
  • Обезличенным, не иметь своей индивидуальности. В шедеврах всегда есть что-то особенное. Есть заметное авторское «слово».

За произведениями искусства всегда богатая история, которая делает и вас истинно богатыми, каждый раз когда вы его касаетесь.

Инна Кипчакбаева

Автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024