Искусство очень субъективно по своей сути и порой бывает трудно разобраться что перед вами – качественное коммерческое творчество или подлинное искусство. Есть некоторые признаки, которые помогут нам разобраться в главных отличиях.
В первую очередь следует понимать, что у произведения искусства есть миссия, а у коммерческого изображения – функция. Миссия подлинного искусства пробуждать душу, касаться ума и сердца человека. Рассказывать зрителю о нём же самом, пробуждая вопросы или давая ответы. Оно всегда в диалоге со зрителем. Кисть художника, как свеча в темноте. Искусство отражает время, настроение целой эпохи, то, чем живут люди в этот период. Оно может очень выразительно говорить об исторических событиях не только с точки зрения сухих фактов, но и с позиции глубокого проживания знаковых мировых этапов или исторических периодов отдельной страны. Английский художник и коллекционер Дэмьен Хёрст как-то отметил, что существует три способа познания мира – наука, религия и искусство, с чем трудно не согласиться, ведь иногда даже видео не способно в полной мере передать характер событий, с чем изящно справляется художник. Например, как передать отношение всего американского общества к знаменитой актрисе прошлого Мерилин Монро? Как передать тот факт, что к ней были склонны относиться как к красивой вещи, нежели как к человеку, и как передать её личную печаль и одиночество? Серия картин Энди Уорхола «Мерилин Монро» 1967 года очень ярко осуществляет данную задачу. Помимо мировой значимости, искусство предлагает что-то очень личное для каждого и всегда является непрекращающимся диалогом между зрителем, художником, его работой и эпохой, в отличие от творчества, которое просто радует глаз и доносит однослойные смыслы.
Произведениям искусства иногда придают и мистическое значение, например истории про картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван», где художник показывает момент убийства царем своего сына. На картину неоднократно нападали и резали ее. Вандал Игорь Подпорин так и не смог логически объяснить зачем он это сделал. Есть версии, что причиной подобного помешательства стала мощная и подавляющая атмосфера картины, с невероятно натуралистично написанными эмоциями обезумевшего цареубийцы и дикий взгляд в пустоту с осознанием, что он натворил. В общем, полотно не для слабонервных. Более позитивным примером будет картина 1916 года «Розовые любовники» Марка Шагала (Lovers in Pink, Chagall). Картина художника была написана во Франции, в момент наивысшей нежности и экзальтации чувств автора к его любимой Белле и картине иногда шутливо приписывают свойство благотворно влиять на романтические отношения. Картина Марка является прорывным отходом от стиля ренессанс, популярного в ту эпоху, и художник создаёт намеренно плоское изображение, чтобы ярче передать единство влюблённых и стереть грани.
Коммерческое творчество, напротив, отходит от многослойности смыслов и берёт за задачу декорирование, заполнение пустоты пространства и дизайн, чтобы прежде всего хорошо его продать. Люди сотни раз пройдут мимо декоративных или дизайнерских картин, что увешивают стены салонов, и они их не зацепят ничем, кроме самого изображения. Часто это или салонная живопись, списанная с внешне эффектных картинок из сети, или тщательно продуманный творческий продукт, цель которого поймать волну актуальности – что сейчас покупают, что модно. Коммерческое изображение может быть выполнено виртуозно, стильно, эффектно и безусловно это большой труд если продукт качественный, но категорически неправильно называть его искусством. Творчеством – да, но никак не искусством.
Как правило, в таком творчестве не нужно особого опыта и насмотренности, чтобы считать посыл. Хороший творческий продукт обычно вызывает мысли о хорошем украшении для помещения, приятном подарке на праздник. Бывает и обратная сторона. Никакой красивости – напротив, как будто спонтанность, сумасшествие, скандал на холсте бывают настолько продуманными, что это чувствуется. С помощью таких изображений автор намеренно «хайпует», вызывая реакцию для большей монетизации творчества или тонко эксплуатирует распространённые мотивы.
На контрасте посмотрим на стиль дадаизм, который зародился во время первой мировой войны, в Цюрихе. Измученные и испуганные художники на опыте своей жизни увидели как расчётливость, логичность и продуманное управление смыслами привели к самым жестоким военным операциям и разрушениям. Слушая залпы орудий вдали, художники потянулись к ироничной «бессмыслице» в своем творчестве, даже насмешке и «безобразию», чтобы просто не сойти с ума от серьезности и тяжести положения. Лишенные крова, близких людей, и по сути будущего они отвергли всю прежнюю философию искусства, культурные традиции и пропагандировали жить одним днём.
Многочисленные декоративные изображения, пусть даже и исполненные хорошо, привлекают взгляд лишь в первый раз, со временем затираясь в памяти под слоем новых и новых штампов. Произведение искусства, напротив, не может прожить и дня без зрителя, без взаимодействия с историей и наполнением, без того, чтобы о нём говорили. Такие произведения остаются в памяти навсегда и идут с вами, раскрывая всё новые и новые глубины каждый раз, когда вы к ним обращаетесь.
Коммерциализация, безусловно, имеет своё место в мире творчества. В диалогах о коммерческих произведениях необходимо чётко понимать задачи, которые они выполняют и вырабатывать правильное отношение к ним с точки зрения функционала. Чёткая грань между искусством и творчеством особенно важна для людей, идущих по пути развития своего творчества и, в потенциале, превращения его в настоящее искусство. Да, картины великих художников продаются за великие деньги, но это прежде всего потому, что они так или иначе изменили ход истории или пролили свет на вещи, которые в ином случае остались бы без внимания.
Каким настоящее искусство быть не может?
- Направленным только на элитарную группу людей. Искусство служит каждому зрителю.
- Иметь только эстетическую декоративную ценность.
- Слишком поверхностным и слишком запутанным. Как правило, искусство проливает свет на истину и имеет четкую идею или вызывает чувства, а не уводит в дебри или высокопарность. Искусство про понимание со зрителем.
- Мертвым и сухим, просто набором технических приемов. В него всегда вложена душа. Оно про жизнь.
- Обезличенным, не иметь своей индивидуальности. В шедеврах всегда есть что-то особенное. Есть заметное авторское «слово».
За произведениями искусства всегда богатая история, которая делает и вас истинно богатыми, каждый раз когда вы его касаетесь.
«Как у многих женщин художниц - моё место было на кухне» – художница Ассоль об открытии первой мастерской
Эффект дымки на картинах Моне и Тернера связан с загрязнением воздуха