В алматинском Музее имени Абылхана Кастеева проходит выставка трёх современных турецких художников Онура Мансиза, Халиля Петука, Амина Мете Эрдогана «Цикл: исследуя современное». Экспозиция во многих смыслах экстраординарная, как в предложенном авторами контексте, так и в формах изложения. Здесь собраны работы, транслирующие представления ее участников о природе и истории, следуя традиции великого Леонардо да Винчи, впервые соединившего в себе науку и искусство. Эта своеобразная оптика видения, безусловно, создала у наших зрителей непривычные художественные впечатления, что побудило непроизвольные желания достучаться до необычайных предлагаемых мессенджей художников.
О том, почему важно посетить выставку «Цикл: исследуя современное» и что говорят нам работы современных турецких художниках рассказывает искусствовед Мария Жумагулова.
Сама их заявка предполагает особый ракурс восприятия их произведений, в которых происходит синхронизация двух начал: рационального и иррационального, интуитивного и материального. Это тот случай, когда искусство — не только приятный «десерт» эстетического порядка, а когда оно воздействует и на наш мозг, апеллируя к знаниям о прошлом человечества. Таким образом в их интерпретации как бы рождается новая реальность, которую предстоит осмыслить. Референция в прошлое — не самоцель художников. Это было бы слишком просто. Мы живем в довольно сложном мире, на разломе эпох, когда по точному выражению известной ученой Татьяны Черниговской «Мы — не в состоянии прогресса, скорее — регресса» и человечеству в такой турбулентной фазе предстоит задуматься о своём будущем, а оно невозможно без оглядки в прошлое.
Импонирует позиция авторов, что они избрали поливариативное сочетание, когда чистое искусство-барометр эмоциональных состояний и наука, которая сводит все к организующему прагматическому началу. Это, пожалуй, самый адекватный путь в исследовании первозданных смыслов истории человечества и определения перспектив развития. Иногда прошлая жизнь кажется легендой и посему необходимо объективно окунуться в архив памяти. Так вырабатывается историческая позиция, но не без поэтического осмысления. Таким образом Эмин Мете Эрдоган сумел создать новое художественное объемное пространство с собственным пониманием эволюции человечества. Оно прошло непростой путь, где неизменно присутствуют, как факторы отрицательной селекции, так и безусловный прогресс, особенно в современном мире, столь насыщенном беспрецедентными открытиями науки и технологий. Отсюда так явственны посылы художников, чтобы мы в своей эйфории достижений не оторвались совсем и безвозвратно от природы, которая безмолвно пытается до нас достучаться. Связь времён и земного пространства становится все более дисгармоничной. Нарушена энергетическая вибрация естественного начала и это особенно тревожно в момент просто пугающего развития искусственного интеллекта…
Работа Эмина Мете Эрдогана воспринимается как скульптурный горельеф в круге, но с использованием необычных материалов и технологий. И тут как раз уместно поговорить: в каком же направлении искусства представлены эти произведения. Данная выставка притягательна вот этой самой интригой, которая непременно возникает у созерцающих зрителей. Нынче искусствоведы всего мира зачастую даже отказываются давать названия существующим стилям и направлениям, настолько велико их количество; возникают новые; зачастую они синкретичны, отказываясь от общепринятой чистоты приемов, а тем более, технологий. До сих пор не утихли дискуссии вокруг стиля гиперреализма, от принятия до полного отрицания. Полагаю, уложить представителей этого направления в «прокрустово ложе» — путь в никуда. Тесная связь фотографии и живописи приводит к замешательству: а искусство ли это?! На этот вопрос, по-моему, вразумительно ответил Анри Матисс: «Живопись не умерла после фотографии, наоборот — она даёт свободу». Да, гиперреализм стремится к максимальной достоверности. Отсюда — неоднозначность отношения. Таких художников часто не допускают к выставкам, конкурсам; с другой стороны — они собирают толпы зрителей, их охотно коллекционируют меценаты. Разница в том, что в лучших образцах всегда очевидна концепция, а не расчёт на внешний эффект. Так вот в представленных работах просматриваются все очевидные признаки гиперреализма, в каждом случае глубоко индивидуально в зависимости от задачи, которая стоит перед каждым автором.
Использование полимерных материалов в гиперреализме далеко не является новшеством. Но в данном случае автор далёк от механического обращения к этому материалу. Он находит остроумное решение, используя выброшенные синтетические детские игрушки со свалки. И они явились органичным материалом для передачи истории человечества, начиная со времён палеолита. Близкая связь наших далеких предков и гармоничное сосуществование с живой природой — флорой и фауной, как единое целое Земли. Здесь анималистическое и антропогенное начала настолько близки и взаимосвязаны, как оно и было в древнем мире. Скульптору удалось найти именно такое изобилие животных, как реликтовых, давно исчезнувших, так и нынешних. Прообраз эволюции человечества, как в физическом, так и духовном плане очевиден. Эмин Мете Эрдоган помещает композиции в круг, прообраз земли и как самую гармоничную геометрическую фигуру. Такая реалистичность образов и неожиданность использованных материалов, непривычная раскраска — в этом фишка, своеобразный спецэффект этих произведений. Художник создал собственную мифологию, рассчитанную на обратную связь со зрителем, приглашая его к собственным размышлениям.
У Онура Мансиза рефлексия на современный мир через искусство портрета, также в самобытном прочтении. Можно подразумевать что это живописная копия фотографии. На самом деле, все гораздо сложнее. Автор не ограничивается точным повторением реальности, а скорее создаёт ее иллюзию с трансляцией собственного отношения к ней. В противном случае здесь не о чем рассуждать. Использованные приемы вполне типичны: применение аэрографа с сохранением фотоизображения, живописи с достижением ожидаемого сходства модели. Но это вполне осмысленный процесс, где явственно обозначено целеполагание художника. Он создаёт как бы третью реальность, где прослеживается собственная мифология вкупе с собственным инструментарием. Изображённые модели вполне конкретизированы, исключая одну с завязанным лицом. Для автора здесь интересна не столько конкретная личность (хотя они вполне узнаваемы), сколько их трансляция как некоего объекта. И в этом эти произведения как бы пересекаются и с сюрреалистическим дискурсом, то есть важнее не отражение модели, как таковой, а впечатление, создаваемое ею. Портрет женщины с закрытым лицом с очевидным подтекстом, который предстоит разгадать зрителю. Здесь уже существенную роль играют детали фона: как-то целая система линий, напоминающая структуру ДНК и адресующая нас к сложным размышлениям о природе личности; трансформации в социуме; генетической предрасположенности; связи с историческим прошлым ее этноса…
В композиции превалирует динамичное решение, создающее атмосферу некоего беспокойства. Остальные портреты также являют собой довольно сложные мыслеформы художника при всей их внешней привлекательности. В них отмечается тщательная живописная проработка с реалистической достоверностью, приближающей их к искусству фотографии; красота цвета в синтезе с декоративно-условной свето-теневой моделировкой; изяществом линейного рисунка. И все же он не ограничился просто фиксацией образов. Здесь подчёркнутая внешняя статичность моделей вовсе не обозначает их спокойное внутреннее состояние. Как и свойственно гиперреализму, о квинтэссенции чувств могут говорить только некоторые весьма выразительные детали: взгляд, поза, ракурс, акцент на каком-то аксессуаре…
Художник Халиль Петук демонстрирует нам третье состояние реальности. Это черно-белая живопись, создающая удивительную магию как бы тающего воспоминания, ощущение некой недосказанности, ностальгию по чему-то бесконечно ценному и безвозвратно уходящему.
Автор пишет живописную композицию пейзажа, которая затем смазывается, создавая вибрации, действующие на сознание и эмоции зрителей. Это нечто большее, нежели обычное изображение. Художник балансирует между искусством и реальностью и побеждает подразумеваемый смысл произведения. Он создаёт новую реальность не для эстетического эффекта, хотя, в первую очередь, именно это бросается в глаза зрителям. Природа, с которой мы были связаны пуповиной во времена детства человечества, уплывает, как мираж — безвозвратно.
«Жизнь вяжет свои петли только по нарастающей и никогда не возвращается, чтобы заштопать разрыв», — по-моему очень точно подходит к концепции трио авторов, глубоко сопереживающих ситуацию неизменно теряющейся связи времён и постепенного отрыва человечества от естественной среды. И эта аморфность общества приведёт непременно к деструктивным явлениям. Как проницательно заметил журналист Виктор Шендерович: «Иногда события происходят поперёк исторического потока», — и в этом их потенциальная опасность. Гости из Турции предложили нам свой творческий интересный кейс со своими мировоззренческими включениями, заслуживающий нашего неравнодушного адекватного восприятия.
Выставка «Цикл: исследуя современное» открыта в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева до 7 июля.
В Казахстане ИЗО вернут в школьную программу 3-4 классов
В Ташкенте благотворительный аукцион собрал $12 000 на продаже картин, сгенерированных ИИ