Когда мы говорим об изобразительном искусстве Казахстана, первое имя, которое приходит нам на ум – это Әбілхан Қастеев. Его именем справедливо названы учебные заведения, улицы и, конечно, музеи.

Станковое изобразительное искусство в Казахстане имеет относительно недавнюю историю. У истоков развития национального изобразительного искусства стоит Әбілхан Қастеев первый профессиональный казахский художник, член Союза художников, лауреат государственных премий КазССР, человек, сумевший угодить и советской власти и простому народу, художник, ставший покровителем и защитником искусства для своих современников. Как простой выходец из аула, пастух, разнорабочий смог стать симовлом изобразительного искусства Казахстана?

Рассказывает искусствоведка и научная сотрудница Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, авторка колонки Art of Her «Открывая Казахстан» Akzharkyn Kumarbayeva.

Что нужно знать о художнике?

Әбілхан Қастеев родился 14 января 1904 года в ауле Шижин недалеко от города Жаркент (Алматинская область). Семья будущего художника жила бедно, его отец работал простым чабаном и рано умер. С ранних лет Әбілхан помогал семье работая чабаном у местного бая, как и его отец. Именно наблюдение за природой во время выгула скота породило у мальчика желание творить. Он вырезал различные поделки, создавал украшения из дерева и кости. Юный Әбілхан пытался создавать фигурки людей, но ислам запрещает изображать людей, поэтому в ауле его талант осуждали, а мулла запретил ему ходить в мечеть.

Вопреки непониманию и сомнениям окружающих, Әбілхан Қастеев продолжал тайно стремиться к искусству. Позже он отправился работать на стройку Турксиба (железная дорога из Сибири в Центральную Азию). Его склонность к рисованию заметило руководство стройкой и было решено отправить Әбілхана на учебу в Алматы (Алма-Ата). Он поступил в обычную школу в 25-летнем возрасте, и ему было неловко чувствовать себя среди детей.

В то время в Алматы работал российский художник Николай Хлудов, исповедовавший реалистичную манеру письма. В его художественной студии Әбілхан получил первые знания и навыки живописи, познакомился с творчеством классиков.

Қастеев становится свидетелем стремительно меняющейся реальности его народа: колыбель кочевника, с его традицией и орнаментом, служившим оберегом, сносит стихия советской власти, не приемлющая старое. Уничтожается народное прикладное искусство, но рождается новое. Избирая истинный Путь творца, он отрекается от роли судьи, и открывает для себя мир изобразительного искусства: кистей, красок, перспективы и светотени.

Живописец, акварелист, график, Әбілхан Қастеев пробует себя во всевозможных техниках, особенно хорошо ему удается уловить мгновение в акварелях, воздушных, наполненных теплотой и любовью к родным пейзажам.

Почему именно Қастееву среди прочих достается звание первого профессионального художника Казахстана? В 20-е годы XX века, примерно в одно и тоже время создают свои первые произведения Әбілхан Қастеев, Әубәкір Ысмайылов и Ходжа Ахмет Ходжиков. Каждый из них уникален в своем творчестве и оставил свой след в истории изобразительного искусства. Ысмайылов и Ходжиков осваивают язык живописи в подростковом возрасте (16 лет), оба едут учиться языку живописи в Москву. Там, как мы помним, уже случился русский авангард, что не могло не отразиться на творчестве художников. В то время как Қастеев пришел в художественную школу Николая Хлудова в 25-летнем возрасте, сформированной личностью, пришедшим лишь освоить язык искусства, стать поэтом времени, хранителем традиций. Несмотря на все трудности жизни, он вошел в мир искусства с одной лишь целью – создавать. Создавать прежде всего для народа, воспевая красоту родной земли, утверждая гуманистические идеи партии (национальные по форме, социалистические по содержанию), воспевая труд народа, его передовые достижения, будни и праздники.

Как смотреть работы Кастеева?

При знакомстве с работами Әбілхана Қастеева важно помнить, что он, как и всякий художник того времени, в первую очередь ставил задачей изобразить окружающую его реальность через призму собственного восприятия.

В Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева в городе Алматы, в одноименном зале, где хранятся работы художника, можно познакомиться вживую с коллекцией его картин. Среди большого количества работ, хотелось бы выделить те, которые помогут зрителю лучше познакомиться с художественной практикой Қастеева.

Охотник с беркутом (1935)

Одна из ранних работ Қастеева, написанная им в 1935 году. Техника: холст, масло. Помимо цветовых решений, приглушенных тонов, которые задают атмосферу зимней спячки, хочется отметить также композиционное решение. Являясь следствием хорошего знания законов построения, работа получилась весьма привлекательной. Насыщенные, землистые цвета чапана охотника в сочетании с оттенком пасмурного неба – все это на фоне бесконечной белизны, в которой утопает природа, создает атмосферу таинственности, снимая барьер между картиной и зрителем.

Живописная картина «Охотник с беркутом» – одна из лучших его работ, написанная маслом. Цвета объемные, натуралистичные, мазки равномерные, чувствуется характер художника.

При знакомстве с работами Әбілхана Қастеева контекст имеет важное значение. Учитывая исторические изменения в период формирования Қастеева как художника, «Охотник с беркутом» – одна из тех картин, в которой он отражает реальность казахского народа вне времени. Будто не было вмешательства советской власти в уклад жизни казахского народа.

Сбор хлопка (1935)

Картина, призванная прославить труд, как один из двигателей советского общества, является одной из самых узнаваемых работ Қастеева. Радикально решившийся трудовой вопрос женщин после октябрьской революции повлиял на их занятость в общественном секторе труда. Есть мнения, что картина романтизирует труд, в частности женский. Присутствие красного цвета на сборщицах хлопках не случайно. Несмотря на всеобщее мнение о просоветском мышлении художника, хотелось бы отметить общее настроение на данном полотне.

Нельзя обвинить Әбілхана Қастеева в пренебрежении портретами, художник отлично умел изображать людей, их эмоции. Учитывая этот факт, зрители задаются вопросом, отчего же лица тружениц настолько измождены.

При рассмотрении данной работы в деколониальном контексте, подсвечивается абсолютно другой угол зрения: работницы, под гнетом советской машины обязаны выполнять тяжелый труд, который буквально «высасывает» все вокруг. Меняется время, меняются идеологии, меняется восприятие работ художников.

Насильственный увоз девушки (1937)

Художник изображал не только нарочито-радостные моменты в становлении нового уклада в жизни казахов, но и описывал тогдашнюю реальность, с ее жестокими традициями. Вообще, отношение Қастеева к традициям и его особое внимание к изображению женщин хотелось бы отметить отдельно. В картине «Насильственный увоз девушки» (1937) автор представляет нам эмоциональную сцену, наполненную трагизмом, давая понять, что некоторым традициям лучше остаться в прошлом. В изображении женских образов у Қастеева присутствует поэтичность и возвышенность, он наделяет их редким благородством и обаянием, но в то же время его георини являются сильными и показательными («Портрет сестры», 1932, «Портрет молодой казашки», 1932).

Творчество Әбілхана Қастеева стало мостом между казахской культурой и мировым искусством. Его произведения олицетворяют дух народа, его близость к природе и преданность традициям. Абылхан оставил неизгладимый след в истории художественного развития Казахстана, став первым народным художником, который смело открыл новые горизонты для будущих поколений. Его живопись напоминает нам, что страсть и усердие могут возвести обыденное к искусству, а наследие останется вечным вдохновением.