Column by Inna Kipchakbayeva

Человек, которого выбирают: визуальный анализ творчества Рашиды Мугавеевой

Представьте себе обычную женщину, мать двоих взрослых детей, педагога-художника. Обычная и понятная картина. А теперь вообразите, что у этой женщины есть крылья. Что меняется в вашем воображении? Ранее обыденный облик преобразуется в нечто из мира фантазий, сказок и легенд и начинается полёт… Но, это ещё не всё. Теперь нарисуйте в своем уме, что помимо крыльев эта женщина владеет короной, инкрустированной драгоценными камнями. Поэтическую метафору о женщине с крыльями и короной привела сама художница, образно иллюстрируя один из рассказов своей жизни. Предлагаю исследовать подробнее художественный мир человека, умеющего летать и уверенно приземляться в нужное время, в нужном месте.

Рашида Мугавеева – художница из солнечного Шымкента, чьи выставки проходили в нескольких городах Казахстана. Рашида член Союза художников РК, член Французской Mondial Art Academia, член МНЖФХ «Тан Шолпан», член Союза дизайнеров РК, художник-декоратор и педагог-художник. Художница в основном работает акрилом с добавлением итальянских декоративных красок.

В день интервью с художницей наша встреча началась с похода на групповую выставку пяти художников «ART NAURYZ» в выставочном зале Шымкентской городской универсальной библиотеки имени А. Пушкина. В экспозиции были представлены работы Зульхайнара Кожамкулова, Айнур Асановой, Аскара Ахаманова и самой Рашиды Мугавеевой. Я увидела, как художница ведёт экскурсию по картинам для детей и, как её импульс зажигает в них живое понимание картин, активную вовлеченность в обсуждение творчества художников. Окрылённость и вдохновение, с которыми художница рассказывала о полотнах, будто вызвали в детях порыв расправить их маленькие крылышки. Передавать профессиональные навыки рисования через любовь к искусству, один из главных принципов работы Рашиды в преподавательской деятельности. Она приводит сравнение детей с Пегасами: «Дети приходят учиться с крыльями и не нужно их обрезать. Да, они могут лететь неправильно и в полёте кувыркаться вверх ногами, но учиться «правильно» легко, но уметь отрастить вот эти крылья…».

Затем мы оказались в пространстве с полотнами самой художницы. В первую очередь, что выхватил мой взор – это ритмичность композиции и цвета, ювелирная точность, искусность и аккуратность исполнения каждой детали картины. Эта спокойная ритмичность на полотнах будто начинает коррелировать с ритмом дыхания и сердца, от чего восприятие картин не встречает ни малейшего сопротивления. В большинстве своем картины Рашиды показывают природу нашего родного края, теплые казахские национальные традиции, утонченное убранство одежды и жилья. Каждая картина художницы покрыта вуалью сказочности, будто иллюстрирует мудрое восточное предание или казахскую легенду. Композиции в картинах Рашиды Мугавеевой практически идеально организованы  –  «всё по полочкам», всё на своих местах, всё в порядке – именно это дарит ощущение спокойствия, приводит в равновесие и проясняет ум. Поразительно, насколько тонко художница чувствует красоту степи и может изобразить её в своей индивидуальной манере, будто пространство покрыто лоскутным одеялом в богатом многообразии оттенков и фактур. Это мягкое одеяло так и приглашает присесть на него и, смотря вдаль, в высоту неба, слушать звуки кобыза, мягко и неторопливо открывая для себя мудрость Вселенной.


Вечная дорога

«Это картина не только о шелковом пути, скорее это о пути в поисках смысла. Дорога – древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Мотив дороги символизирует такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. Мавзолеи и мечети всегда были истоками духовности и терпимости, источниками силы, помогающими двигаться вперёд. Ну, и конечно, картина о том, что молитвы и просьбы, вознесённые к Аллаху путешественниками, быстрее доходят», – описывает работу автор.

Триптих «Спокойствие». Часть I

«Это триптих о жизни казахского аула, спокойном достоинстве и душевной красоте обычных людей. Простота визуального восприятия, отсутствие сложных психологических сцен, спокойные гармоничные цвета вызывают позитивные эмоции. Рассматривая картину, приходят мысли о ежеминутной красоте и счастье бытия, хрупком спокойствии любого, даже самого простого мгновения», – рассказывает Рашида Мугавеева.

Серия «Женщины степи. Нежность»

«Казахский народ силой богатого художественного воображения создал много удивительных языковых единиц, связанных с образом женщины. Например «АҚЫЛДЫ ӘЙЕЛ ІШІНДЕ АЛТЫН БЕСІКТІ ҰЛ ЖАТАР.» (досл.: В утробе умной женщины мальчик, как в золотой колыбели) следует толковать так: умная женщина всегда думает о благополучии будущих поколений и рожает одаренных детей. В истории казахской степи известно немало женщин, заслуживших своей мудростью почёт и уважение всего народа. В этой связи не лишним представляется бытующее в казахском языке твердое предупреждение-назидание в виде пословицы «ӘЙЕЛІ АЗҒАН ЕЛДІҢ БОЛАШАҒЫ ЖОҚ», смысл которой можно передать так: народ потерявший веру в женщин, не имеет будущего», – описывает работу автор.

Серия «Степные истории. Табун»

«Степные истории – это серия картин, рассказывающая о прекрасном мире кочевников. В ней я стремилась привлечь внимание к культурной самобытности Казахстана, присутствию прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Эта работа предлагает взглянуть на окружающий мир по-новому, осознавая взаимосвязь этнокультурных традиций, социальных и общечеловеческих качеств. При создании этой серии картин, я опиралась на старинные фотографии и свои пейзажные этюды. Скупые на цвет и эмоции старинные фотографии, раскрывают интересные подробности быта, но не могут передать всей полноты счастья и красоты ощущаемой в реальности. Картины объёмнее и информативнее фотографии, они эмоционально воздействуют на зрителя локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Я считаю, что уважение к прошлому – это и уважение к людям, которые жили до нас», – поделилась Рашида Мугавеева.

Триптих «Степная мелодия». Часть I

«О чём ты мечтаешь? Быть верным своему выбору, вдыхать ароматы родной земли, понимать всех без слов, жить в достатке и благополучии… Наурыз – это день прихода на землю добра, света, когда расцветают цветы, начинают петь птицы, а вместе с ними поёт душа… Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры, безусловно, является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа. Домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, через мелодии рассказывая историю народа, его традиции и незыблемые ценности. Так было ещё во времена кочевников и остаётся по сей день», – описывает работу художница.

Триптих «Степная мелодия». Часть II

«О чём ты мечтаешь? Ощутить свет любви того, с кем связана нитью судьбы, свить своё гнездо и быть счастливой».


Что нужно делать художнику, чтобы его выбирали? – спросила я об этом Рашиду. Она отвечала спокойно и легко: «Я не считаю, что это моя заслуга, просто так легли звёзды. Я знаю, что есть такие вещи, которые не переломить. В нужное время всё само придёт, главное подать заявку во Вселенную, сформулировать её правильно и, если мне это во благо, то это обязательно спустится тогда, когда я буду к этому готова».

В дальнейшем разговоре художница рассказывала о процессе своего творчества, в начале работы – «Сейчас я сотворю новый мир…», и в завершении «Дух захватывает! Неужели, это я всё сделала сама?». Её глаза горели как у ребенка и голос искрился восторгом… Тут я поняла – разве можно не выбрать творение художника из под пальцев которого струятся тысячи солнечных лучей?

«Мне интересно жить. Жизнь не черновик. Каждый день не повторим. Если тебе интересно, ты всего достигнешь, а если не интересно, даже, если легко, то у тебя не получится» – делится художница. – «Я всегда стараюсь держать класс, все должно быть на высоком уровне» – с достоинством заявляет Рашида Мугавеева.

В процессе нашего общения я услышала много слов благодарности и восхищения родителями, бабушками и дедушками, преподавателями художницы. Мы провели почти два часа за разговором об увлекательных поворотах судьбы Рашиды Мугавеевой, всё, к сожалению, не поместится в одну статью, но основное я могу выделить, успех художницы не столько от везения, как она скромно отмечает, а от тонкого умения сочетать творческий полёт с требовательностью к качеству и высокой дисциплиной. Сохранение в себе ребёнка, готового каждый день очаровываться миром и всегда сохранять живой интерес к своему делу плюс самоуважение и высокая ответственность взрослого человека способного самому строить свою судьбу и «дизайнить» будущее  – наверное это и есть тот скрытый механизм, что движет людьми, которых выбирают.

Инна Кипчакбаева

Автор Art of Her

View Comments

  • Рашида Мадарисовна- легенда живописи Шымкента!

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024