В последнее время в нашей стране художники всё больше обращаются к возвращению казахской идентичности. Киноиндустрия работает с сюжетами из истории. Музыканты вспоминают старые композиции. Художники создают картины и инсталляции, которые выражают деколониальность, своеобразие культуры и национальных традиций.
Art of Her поговорил с художницей Гульмарал Татибаевой, которая уже более 30 лет рефлексирует на эти актуальные темы. Она является участницей первой арт-группы в Астане – «KADMII QYZYL», произведения которой хранятся в частных коллекциях не только Казахстана, но и Турции, Кореи, Латвии, Голландии, России, Иордании, Великобритании и Китая. Уникальные инсталляции Гульмарал выставляются на международных выставках и рассказывают всему миру о своеобразии казахской культуры.
Гульмарал, как вы оказались в сфере искусств?
Дедушка еще с детства заметил, что я работала с глиной. Оттуда и пошел интерес к инсталляции. Потом, в 6-ом классе, заметили мой талант и пригласили в художественную школу в Павлодаре. После была академия искусств им. Т. К. Жургенова. Уже по окончанию академии началась творческая свободная жизнь. Как закончила её, начала выставляться. На международном фестивале «Шабыт» я выставила свою первую работу.
Какая основная тема вашего творчества?
Творчество менялось, каждые 5-10 лет что-то новое появляется. В основном это вопросы сохранения нашей культуры, ценности женской фигуры в казахской культуре, также о менталитете казахских женщин. Я пытаюсь донести до зрителя, чем отличается казахская женщина от представительниц других культур. Красота казахской женщины кроется в тишине какой-то, в спокойном таком образе.
В каком формате работаете и с какими материалами?
У меня особая любовь к природным материалам. Основные мои материалы – береста, мешковина и чапаны. Моя мама с Баянаула (прим. ред. – село в Павлодарской области Казахстана) и я много времени проводила там. Я гуляла по лесу и под ногами была береста. Кора дерева – это как свидетель того, как жили наши предки. В своем творчестве я часто пытаюсь обратиться к своим предкам и даже глубже. Понять какие были женщины тогда. Береста это как кардиограмма того времени.
Также я использую живопись на мешковине. Мои бабушки во время войны работали в тылу и таскали мешки с солью. Для меня это тоже такой артефакт, через который можно обратиться к ним и тому времени. Если зритель смотрит на материал напрямую, он получает более емкий контакт. Мне важен тот момент, что материал сохраняет энергию.
Визитная карточка вашего творчества чапаны, расскажите о своих инсталляциях в этом формате?
Одна из моих инсталляций, которая привела к успеху это «Great Камзол». В 2017 году на Всемирной выставки EXPO в Астане была выставлена первая версия. Она стояла на водно-зеленом бульваре. После меня пригласили в проект «Фокус Казахстан», представлять казахстанское творчество поколения молодых женщин. В то время у меня была мало чапанов, сложно было наполнить коллекцию. Я использовала в каждой работе вышивку и наши национальные орнаменты.
Почему именно чапаны?
Я сама многодетная мама. Мне было сложно на пути художника. Это сейчас я могу более свободно выставляться, выражаться, вкладываться. Быть художником – это не дешевое удовольствие. А тогда я думала: как возможно, Бог дал мне такой дар, но я еще женщина, я мать – как это все возможно? Мне всегда интересно откуда у женщин столько энергии совмещать в себе все сразу. Для меня каждый чапан как встреча с женщиной того времени. Каждый чапан носит свою энергетику.
Как правильно нужно использовать казахские орнаменты в современном искусстве?
Раньше наши предки занимались прикладным искусством и использовали орнаменты. Даже сейчас приходишь в музей Кастеева (Алматы), где есть коллекция прикладного творчества, я всматриваюсь в эти ковры и понимаю какие пропорции, какая работа аккуратная, какое вдохновение от них идет. Тогда ведь не было технологий замерять это все, у них это было все внутри. Они свободно это делали не для выставок, а для убранства юрт. У каждого орнамента было свое назначение. Мать готовила дочь к замужеству и специально готовила для нее «түс киіз» (прим. ред. – большие искусно вышитые настенные ковры, традиционно изготавливаемые женщинами в память о свадьбе сына или дочери). Орнаменты выкладывались со смыслом пожелания счастливой семейной жизни. Когда девушка приходила в новый дом, по «түс киіз» можно было понять какая у нее семья, какой у нее достаток. Я сама использую орнаменты иногда, но даже если одна закорючка не в ту сторону, он может неправильно передать смысл. Желательно, если вы используете орнамент, его хорошо изучить. Если бессмысленно его использовать – вы искажаете нашу историю и корни, культура начинает мутировать.
Вы состоите в объединение «Adyr Aspan». Расскажите, что это?
С 2010 года мы работаем вместе, а в 2015 сделали официальную презентацию. Тогда объединение называлось «KADMII QYZYL» (Кадмий красный), только недавно мы переименовались в «Adyr Aspan». В наше объединение входят 5 художников: Бейбит Асемкул, Наталья Лигай, Алия Канибекова, Женис Молдабеков и я, Гульмарал Татибаева.
Мы первая столичная арт-группа, которая собралась, когда стал вопрос ограничений в творческом самовыражении. Ранее мы входили в молодежное объединение Союза художников РК. Когда нас выкинули из зоны комфорта, мы поняли, что можем свободно творить, не прикрепляясь к никакой организации. Наша миссия продвигать молодое современное искусство Казахстана, показывать себя, показывать культуру. Мы как зеркало нашего времени, этих 30 лет, которые Казахстан пережил. К нам постоянно хотят присоединиться новые участники, но у нас коллектив уже слажен. Мы не принимаем новых художников, но при этом сами поддерживаем молодых. В объединение мы все разные, но у нас есть общие идеи, которые отразятся на нашей групповой выставке 14 апреля в Национальном музее. Будут выставлены картины, инсталляции и фото.
Работаете ли вы с арт-менеджерами, продюсерами или галереями?
У меня нет своего личного представителя. Я в основном сама себя продвигаю. У нас даже в группе нет никого, кто работает с менеджером, с которым был бы договор, потому что я считаю эти договоры ограничивают художника, где-то замедляют процесс.
Как успешно продаются ваши работы?
На данный момент чаще покупают в интерьеры, но при этом, также присматриваются к имени, к технике художника, приходят в мастерские и ознакамливаются с творчеством. Бывает, даже онлайн покупают. Видят работы на страницах в социальных сетях.
Вначале работы уходили зарубеж, но теперь и у нас стали ценить искусство. Поскольку сейчас мы готовимся к выставке, и нам нужны большие финансы, поэтому активно продаем свои работы. Для меня это такой пассивный доход, подушка безопасности. Основной весь доход у меня уходит обратно на реализацию. Если я продаю картину на 500 тысяч, то из них 400 тысяч я обратно вкладываю на материалы, оформление, аренду мастерской.
Сложно ли быть женщиной-художницей в Казахстане?
Легче или тяжелее не может быть, потому что творчество это внутренняя энергия, она проявляется либо нет. Насколько ее каждый автор проявляет это уже его право, его возможности и выбор. Мне интересен ресурс казахской женщины через предков, потому что сейчас много разного влияния на нашу культуру. Я пытаюсь через предков заглянуть и понять себя, не потерять свои истоки. Я женщина-художница. Почему я? Потому что мне дано это сделать. Женщиной я родилась и, тема, которую я поднимаю – женская. Я за права женщин, за уважение к ней, за ее статус в обществе. Казахскую женщину давно пора на руках носить, дать ей возможность расцветать.
Предстоящие выставки Гульмарал Татибаевой:
Групповая выставка объединения «ADYR ASPAN» открывается 14 апреля 2023 года в Национальном музее г. Астана.
Персональная выставка открывается 10 мая 2023 года в музее искусств РК им. Кастеева в г. Алматы.
При подготовке выставок художникам будет необходима помощь волонтеров. С 10 по 14 апреля в г. Астана и с 2 по 8 мая в Алматы. С творчеством Гульмарал Татибаевой можно ознакомиться на ее странице в инстаграм и фейсбуке. Также можно поддержать объединение Adyr Aspan по реквизитам указанным на их страницах.
Татибаева Гульмарал Амангельдиевна родилась 14 февраля 1982 года в селе Хмельницкое Щербактинского района Павлодарской области (Казахстан). Окончила факультет декоративного искусства и дизайна КазНАИ им. Т. Жургенова (2002); курс «Композиция» В. А. Симакова (2018). Участница персональных и групповых городских, республиканских и международных выставок. Член Союза художников Казахстана, участник первой арт-группы г. Астана «KADMII QYZYL». Произведения художницы хранятся в музеях и частных коллекциях Казахстана, Турции, Корее, Латвии, Голландии, России, Иордании, Великобритании Китая и других странах.
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…
View Comments
керемет, сіңілім, шарықтай бер!
Еңбегің жана берсін.Творчестволық табыс , таусылмайтын ізденіс.Бастысы денсаулық,Анаң мен балаларыңның қызығын көр.
ӘЙЕЛ -АНА БАҚЫТЫН ТІЛЕЙМІЗ.!!!.