Interview

«Бог дал мне такой дар… но я еще женщина, я мать – как это все возможно?» – интервью с художницей Гульмарал Татибаевой

В последнее время в нашей стране художники всё больше обращаются к возвращению казахской идентичности. Киноиндустрия работает с сюжетами из истории. Музыканты вспоминают старые композиции. Художники создают картины и инсталляции, которые выражают деколониальность, своеобразие культуры и национальных традиций.

Art of Her поговорил с художницей Гульмарал Татибаевой, которая уже более 30 лет рефлексирует на эти актуальные темы. Она является участницей первой арт-группы в Астане – «KADMII QYZYL», произведения которой хранятся в частных коллекциях не только Казахстана, но и Турции, Кореи, Латвии, Голландии, России, Иордании, Великобритании и Китая. Уникальные инсталляции Гульмарал выставляются на международных выставках и рассказывают всему миру о своеобразии казахской культуры.


Гульмарал, как вы оказались в сфере искусств?

Дедушка еще с детства заметил, что я работала с глиной. Оттуда и пошел интерес к инсталляции. Потом, в 6-ом классе, заметили мой талант и пригласили в художественную школу в Павлодаре. После была академия искусств им. Т. К. Жургенова. Уже по окончанию академии началась творческая свободная жизнь. Как закончила её, начала выставляться. На международном фестивале «Шабыт» я выставила свою первую работу. 

Какая основная тема вашего творчества? 

Творчество менялось, каждые 5-10 лет что-то новое появляется. В основном это вопросы сохранения нашей культуры, ценности женской фигуры в казахской культуре, также о менталитете казахских женщин. Я пытаюсь донести до зрителя, чем отличается казахская женщина от представительниц других культур. Красота казахской женщины кроется в тишине какой-то, в спокойном таком образе.

В каком формате работаете и с какими материалами? 

У меня особая любовь к природным материалам. Основные мои материалы – береста, мешковина и чапаны. Моя мама с Баянаула (прим. ред. – село в Павлодарской области Казахстана) и я много времени проводила там. Я гуляла по лесу и под ногами была береста. Кора дерева – это как свидетель того, как жили наши предки. В своем творчестве я часто пытаюсь обратиться к своим предкам и даже глубже. Понять какие были женщины тогда. Береста это как кардиограмма того времени.

Также я использую живопись на мешковине. Мои бабушки во время войны работали в тылу и таскали мешки с солью. Для меня это тоже такой артефакт, через который можно обратиться  к ним и тому времени. Если зритель смотрит на материал напрямую, он получает более емкий контакт. Мне важен тот момент, что материал сохраняет энергию. 

Визитная карточка вашего творчества чапаны, расскажите о своих инсталляциях в этом формате? 

Одна из моих инсталляций, которая привела к успеху это «Great Камзол». В 2017 году на Всемирной выставки EXPO в Астане была выставлена первая версия. Она стояла на водно-зеленом бульваре. После меня пригласили в проект «Фокус Казахстан», представлять казахстанское творчество поколения молодых женщин. В то время у меня была мало чапанов, сложно было наполнить коллекцию. Я использовала в каждой работе вышивку и наши национальные орнаменты. 

Почему именно чапаны? 

Я сама многодетная мама. Мне было сложно на пути художника. Это сейчас я могу более свободно выставляться, выражаться, вкладываться. Быть художником – это не дешевое удовольствие. А тогда я думала: как возможно, Бог дал мне такой дар, но я еще женщина, я мать – как это все возможно? Мне всегда интересно откуда у женщин столько энергии совмещать в себе все сразу. Для меня каждый чапан как встреча с женщиной того времени. Каждый чапан носит свою энергетику. 

Как правильно нужно использовать казахские орнаменты в современном искусстве? 

Раньше наши предки занимались прикладным искусством и использовали орнаменты. Даже сейчас приходишь в музей Кастеева (Алматы), где есть коллекция прикладного творчества, я всматриваюсь в эти ковры и понимаю какие пропорции, какая работа аккуратная, какое вдохновение от них идет. Тогда ведь не было технологий замерять это все, у них это было все внутри. Они свободно это делали не для выставок, а для убранства юрт. У каждого орнамента было свое назначение. Мать готовила дочь к замужеству и специально готовила для нее «түс киіз» (прим. ред. – большие искусно вышитые настенные ковры, традиционно изготавливаемые женщинами в память о свадьбе сына или дочери). Орнаменты выкладывались со смыслом пожелания счастливой семейной жизни. Когда девушка приходила в новый дом, по «түс киіз» можно было понять какая у нее семья, какой у нее достаток. Я сама использую орнаменты иногда, но даже если одна закорючка не в ту сторону, он может неправильно передать смысл. Желательно, если вы используете орнамент, его хорошо изучить. Если бессмысленно его использовать – вы искажаете нашу историю и корни, культура начинает мутировать. 

Вы состоите в объединение «Adyr Aspan». Расскажите, что это?

С 2010 года мы работаем вместе, а в 2015 сделали официальную презентацию. Тогда объединение называлось «KADMII QYZYL» (Кадмий красный), только недавно мы переименовались в «Adyr Aspan». В наше объединение входят 5 художников: Бейбит Асемкул, Наталья Лигай, Алия Канибекова, Женис Молдабеков и я, Гульмарал Татибаева.

Мы первая столичная арт-группа, которая собралась, когда стал вопрос ограничений в творческом самовыражении. Ранее мы входили в молодежное объединение Союза художников РК. Когда нас выкинули из зоны комфорта, мы поняли, что можем свободно творить, не прикрепляясь к никакой организации. Наша миссия продвигать молодое современное искусство Казахстана, показывать себя, показывать культуру. Мы как зеркало нашего времени, этих 30 лет, которые Казахстан пережил. К нам постоянно хотят присоединиться новые участники, но у нас коллектив уже слажен. Мы не принимаем новых художников, но при этом сами поддерживаем молодых. В объединение мы все разные, но у нас есть общие идеи, которые отразятся на нашей групповой выставке 14 апреля в Национальном музее. Будут выставлены картины, инсталляции и фото. 

Работаете ли вы с арт-менеджерами, продюсерами или галереями?

У меня нет своего личного представителя. Я в основном сама себя продвигаю. У нас даже в группе нет никого, кто работает с менеджером, с которым был бы договор, потому что я считаю эти договоры ограничивают художника, где-то замедляют процесс.

Как успешно продаются ваши работы? 

На данный момент чаще покупают в интерьеры, но при этом, также присматриваются к имени, к технике художника, приходят в мастерские и ознакамливаются с творчеством. Бывает, даже онлайн покупают. Видят работы на страницах в социальных сетях.

Вначале работы уходили зарубеж, но теперь и у нас стали ценить искусство. Поскольку сейчас мы готовимся к выставке, и нам нужны большие финансы, поэтому активно продаем свои работы. Для меня это такой пассивный доход, подушка безопасности. Основной весь доход у меня уходит обратно на реализацию. Если я продаю картину на 500 тысяч, то из них 400 тысяч я обратно вкладываю на материалы, оформление, аренду мастерской. 

Сложно ли быть женщиной-художницей в Казахстане? 

Легче или тяжелее не может быть, потому что творчество это внутренняя энергия, она проявляется либо нет. Насколько ее каждый автор проявляет это уже его право, его возможности и выбор. Мне интересен ресурс казахской женщины через предков, потому что сейчас много разного влияния на нашу культуру. Я пытаюсь через предков заглянуть и понять себя, не потерять свои истоки. Я женщина-художница. Почему я? Потому что мне дано это сделать. Женщиной я родилась и, тема, которую я поднимаю – женская. Я за права женщин, за уважение к ней, за ее статус в обществе. Казахскую женщину давно пора на руках носить, дать ей возможность расцветать.

Фото из личного архива Гульмарал Татибаевой

Предстоящие выставки Гульмарал Татибаевой:

Групповая выставка объединения «ADYR ASPAN» открывается 14 апреля 2023 года в Национальном музее г. Астана.

Персональная выставка открывается 10 мая 2023 года в музее искусств РК им. Кастеева в г. Алматы.

При подготовке выставок художникам будет необходима помощь волонтеров. С 10 по 14 апреля в г. Астана и с 2 по 8 мая в Алматы.  С творчеством Гульмарал Татибаевой можно ознакомиться на ее странице в инстаграм и фейсбуке. Также можно поддержать объединение Adyr Aspan по реквизитам указанным на их страницах. 

Татибаева Гульмарал Амангельдиевна родилась 14 февраля 1982 года в селе Хмельницкое Щербактинского района Павлодарской области (Казахстан). Окончила факультет декоративного искусства и дизайна КазНАИ им. Т. Жургенова (2002); курс «Композиция» В. А. Симакова (2018). Участница персональных и групповых городских, республиканских и международных выставок. Член Союза художников Казахстана, участник первой арт-группы г. Астана «KADMII QYZYL». Произведения художницы хранятся в музеях и частных коллекциях Казахстана, Турции, Корее, Латвии, Голландии, России, Иордании, Великобритании Китая и других странах.

Зарина Кусанова

Автор Art of Her в г. Астана.

View Comments

  • Еңбегің жана берсін.Творчестволық табыс , таусылмайтын ізденіс.Бастысы денсаулық,Анаң мен балаларыңның қызығын көр.
    ӘЙЕЛ -АНА БАҚЫТЫН ТІЛЕЙМІЗ.!!!.

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024