Articles

ALA ART FAIR как лучший портрет художественного сообщества Казахстана

С 2 по 12 декабря в Алматы, в пространстве Jusan Vibe на проспекте Аль-Фараби, проходила ярмарка современного искусства ALA ART FAIR. Как заявляют организаторы, участие в ней принимали 10 галерей из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Это событие определенно привлекло к себе внимание всего профессионального арт-комьюнити Казахстана, но не из-за самого факта проведения ярмарки, а скорее благодаря разгоревшемуся на ее фоне скандалу, связанному с финансовым аспектом организации мероприятия.

Специально для Art of Her арт-критикесса Дильда Рамазан попыталась выйти за пределы оптики, рассматривающей ярмарку ALA ART FAIR исключительно с точки зрения скандала, и инициирует разговор о разных системных «болях», которые она вскрыла посетив ее. 


Как бы мне ни хотелось сейчас сфокусироваться на экспозиции, кураторских решениях, ценообразовании работ и продажах, обо всем вышеперечисленном мне совершенно нечего сказать. Ярмарка ALA ART FAIR вышла максимально неубедительной как с точки зрения кураторского подхода, выразившегося в выборе галерей-участниц, так и с точки зрения кризис-менеджмента и коммуникаций. Проблематичным мне показалось и маркирование мероприятия как ярмарки современного искусства, ведь последнего, на самом-то деле, там было совсем немного. Скорее правильней было бы сказать, что на ярмарке просто были представлены различные артефакты. В общем, как бы парадоксально это ни звучало, скандал, связанный с финансовым аспектом организации мероприятия, придал чуть ли не единственный интерес ALA ART FAIR.

О проведении ярмарки я, как и большая часть моих коллежанок, узнала буквально за несколько дней до ее превью. Узнала, в основном благодаря наспех созданной странице в социальной сети Instagram, где на момент, когда я впервые зашла на нее, в шапке мероприятия мною были замечены многочисленные орфографические ошибки (что лишь еще раз красноречиво подтвердило мои подозрения о спешке, в которой все делалось). Затем я увидела список галерей-участниц, среди которых с радостью отметила для себя знакомые казахстанские имена и не всегда знакомые узбекистанские и кыргызстанские. Хорошо помню, тогда меня смутило, что кураторами(-ками) ALA ART FAIR выступали одни из ее участниц(-ников), а именно Оля Веселова и Санжар Серикпаев, представляющие галерею Occupy Steppe. Я пожаловалась на это публично, посчитав это конфликтом интересов. Я пожаловалась и лично самим кураторам(-кам). Уже позже мне начали писать коллежанки, которые, в свою очередь, жаловались на несколько другие, но связанные вещи: им дали слишком мало времени для подготовки стенда, им не предложили финансовой поддержки, им не совсем доступно объяснили, что логистически было возможно в рамках мероприятия, а что – нет. Одним словом, довольных тем, как все разворачивалось, было не очень много.


Их стало катастрофически мало после публикации статьи куратора и арт-консультанта Владислава Слудского в интернет-издании «Власть», в которой он обвиняет правительство Казахстана в неэффективном распоряжении государственными деньгами для продвижения туризма через современное искусство. Обвинение Слудского строится на заявлении, что концепт ярмарки ALA ART FAIR – это его интеллектуальная собственность, которая была им разработана, обсуждена и лично предложена АО «НК «Kazakh Tourism», а затем бессовестно украдена последним. На примере нескольких мероприятий, ранее организованных АО «НК «Kazakh Tourism», арт-консультант попытался продемонстрировать несоответствие между суммами, выделенными правительством на их проведение, и реальными затратами, которые, по расчетам Владислава, были необходимы. Он также заявил, что национальной компанией Kazakh Tourism было получено порядка 90 миллионов тенге на организацию первой ALA ART FAIR и что она, по его оценкам, должна была стоить как минимум вдвое меньше. Понятное дело, что ознакомление с подобного рода информацией неприятно шокировало профессиональное арт-сообщество Казахстана, которое ожидаемо захотело отреагировать. 

Превью ALA ART FAIR. Фото: Тимур Епов, Алматы, 2023 г.

День превью

Важный факт: статья Владислава Слудского вышла аккурат перед превью ярмарки. Разумеется, это не было случайностью. Думаю, все, кто лично пересекался с Владом, знают его как сообразительного молодого человека, который, конечно же, рассчитывал, что его статья сможет произвести определенный эффект. Я была на превью ALA ART FAIR и, обнаружив достаточно немногочисленных гостей мероприятия и его весьма раздосадованных кураторок, могу с уверенностью сказать, что Влад добился желаемого эффекта. Целые стенды галерей-участниц начали пустеть. Моя коллежанка Данель Ходжаева в своем тексте подробно описала то, что происходило во время превью или незадолго до него. В своих социальных сетях значительная часть арт-комьюнити страны начала высказываться в поддержку Влада. Некоторые художницы решили отказаться от участия в ярмарке в качестве протеста против непрозрачности и коррупции. Ситуация значительно накалилась. 


Поляризация

Я считаю, что благодаря своему тексту Владислав Слудский смог выставить ситуацию таким образом, чтобы она была о нем и об уроне, который ему лично нанесло АО «НК «Kazakh Tourism». Действительно, на короткое время арт-консультант стал центром всех дискуссий в достаточно небольшой и без того поляризованной профессиональной художественной среде страны, которая, после публикации разгромной статьи, поляризовалась еще сильней. Несмотря на то, что я, безусловно, сочувствую Владу и сожалею, что с его интеллектуальным трудом, возможно, поступили так, как он утверждает, я отказываюсь осмысливать ситуацию вокруг ярмарки ALA ART FAIR исключительно с перспективы белого цисгендерного и достаточно привилегированного мужчины, находящегося в позиции жертвы. На моих внутренних весах перевешивают комьюнити и его коллективные интересы. 

Превью ALA ART FAIR. Фото: Тимур Епов, Алматы, 2023 г.

Sine qua non

Больше всего от халатности государственных и около госструктур пострадал не Владислав Слудский, а именно сообщество художниц Казахстана. Ведь это именно авторок лишили очередной потенциальной площадки для того, чтобы они смогли продать или хотя бы продемонстрировать свои работы. Думаю, нет смысла объяснять, что в контексте тотальной инфраструктурной недоразвитости в сфере современного искусства страны каждая возможность для художниц выставиться и встретить свою аудиторию или (если повезет) свою покупательницу – на вес золота. И я считаю, что мы все: кураторки, арт-менеджерки, арт-консультантки и прочие специалистки, существующие только потому, что в Казахстане, к счастью, пока еще есть художницы, – не имеем права пренебрегать такими возможностями и тянуть одеяло на себя. Мы должны мыслить о том, как в любой, даже самой сложной и неприятной ситуации попытаться сделать так, чтобы те, без кого невозможно само существование нашей среды и наших профессий, не платили собственной ценой. Особенно в печальных социальных условиях Жаңа Қазақстана, о которых вам и без меня все известно.


После ALA ART FAIR

Я по-прежнему не считаю, что ярмарка – это самая первая необходимость для сферы современного искусства страны на данный момент. Я также не поддаюсь иллюзиям о том, что существующий в зачаточном состоянии арт-рынок Казахстана можно сдвинуть с места, проведя одну ярмарку. Я могла бы сейчас очень долго продолжать этот список тезисов, но, пожалуй, это не совсем конструктивно. Гораздо полезней будет сказать, что по окончании ALA ART FAIR у меня осталось несколько вопросов. Они звучат следующим образом:

  • Опубликует ли реальный бюджет мероприятия и финансовую отчетность по нему АО «НК «Kazakh Tourism»?
  • Стал бы Владислав Слудский громко критиковать правительство за неэффективные траты, если бы его позвали курировать ALA ART FAIR?
  • Захотят ли снова приезжать в Казахстан и пытаться строить с нами мосты ни в чем неповинные колле_жанки из Кыргызстана и Узбекистана, которые, разумеется, тоже пострадали от отсутствия казахстанских художни_ц и галерей на мероприятии?

Вывод, который я делаю после первой (и, вполне вероятно, последней) ALA ART FAIR, не меняется для меня лично уже много лет. Причем я применяю его всегда к разным ситуациям из профессиональной среды, но он всегда звучит одинаково: любой провал, любой скандал – это лучшая демонстрация того уровня, на котором мы как комьюнити сейчас находимся. Я понимаю, всем уже давно хочется профессионализма, прозрачности, здоровой рабочей коммуникации, но, как показала ALA ART FAIR, до этих вещей мы пока не доросли. 

Дильда Рамазан

арт-критикесса Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024