Статьи

ALA ART FAIR FAIL: как первая ярмарка современного искусства Центральной Азии оказалась в центре скандала

Неделю назад стало известно о проведении первой международной ярмарки современного искусства в Алматы. С 3 по 10 декабря ALA AFT FAIR под кураторством Оли Веселовой и Санжара Серикпаева должна была объединить 11 галерей из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и представить работы более 30 современных художников. Первая арт-ярмарка должна была простимулировать развивающийся рынок центральноазиатского искусства, однако, в результате она простимулировала разговоры о коррупции, непрозрачных госзакупках и украденной концепции.

Что случилось?

1 декабря, накануне закрытого вернисажа ALA ART FAIR, арт-консультант Владислав Слудский опубликовал колонку в интернет-издании «‎Власть»‎, в которой заявил, что Казахстан неэффективно тратит деньги на продвижение туризма через искусство. Помимо указания колоссальной суммы в 90 млн тенге на проведение ALA ART FAIR Владислав отметил, что представители Национальной компании «‎Kazakh Tourism»‎ без какого-либо уведомления и разрешения присвоили его идею о проведении арт-ярмарки. Кроме того, в колонке были озвучены и другие вопросы к организаторам: об отсутствии ключевых арт-институций в ярмарке, о сжатых сроках проведения мероприятия, качестве кураторской работы, слабом PR-освещении и других крупных, непрозрачных госзакупках Kazakh Tourism.

Вышедшая статья за пару часов до открытия вернисажа всколыхнула арт-сообщество и представителей креативной индустрии Казахстана. В социальных сетях художники_цы и кураторы_ки стали поддерживать Владислава Слудского и делиться своими размышлениями о болях креативной индустрии: незаинтересованности государства, монополиях, непрозрачных расходах и непрофессионализме. 

В ответ на резонанс независимые кураторы ALA ART FAIR Оля Веселова и Санжар Серикпаев выступили с открытым обращением в Instagram. Они сообщили, что им предложили стать приглашенными кураторами лишь в ноябре этого года, за месяц до открытия ярмарки, и они тоже выступают за прозрачность бюджета и ждут отчета от организаторов. Кураторы отметили, что приняли приглашение в поддержку создания условий, в котором художники Центральной Азии могли бы зарабатывать на своем творчестве.

«‎Мы со своей стороны, как приглашенные кураторы в проект, также просим прозрачности бюджета ярмарки. В настоящее время проект находится в самой активной фазе. Он еще не открыт. Нам бы не хотелось подводить участников ярмарки, мы выполним все свои обязательства перед ними и перед организаторами. И будем следить за ситуацией относительно отчета о полном бюджете мероприятия. Мы готовы озвучить наши гонорары, но в данный момент связаны пунктом о неразглашении и ждем общего решения со стороны организаторов»‎, — говорится в сообщении кураторов.

Спустя несколько часов организаторы ALA ART FAIR отвергли обвинения Владислава Слудского, заявив, что «‎по фактам распространения ложной информации, не соответствующей действительности, будет вестись работа»‎. Пресс-cлужба Kazakh Tourism не стала отрицать заимствование идеи, сообщив, что концепция обсуждалась с разными представителями и представительницами креативной индустрии, включая Слудского. Бюджеты из портала госзакупок были названы неактуальными. Более того, представители сообщили, что из-за отмены некоторых зарубежных мероприятий суммы были возвращены Министерству туризма и спорта.

Позже goszakupturaly сделали подробный разбор госзакупки, выявив, что Kazakh Tourism передали организацию мероприятия на субподряд, который получил не 90 млн тенге, а 59,5 млн. В смете судбподрядчика, по данным медиа, нет информации о конкретных расходах, но есть перечисление оказанных услуг. Среди них приглашение 10 зарубежных экспертов, организация выставочных стендов, услуги модераторов и спикеров, организация дополнительных мероприятий (круглых столов, мастер-классов, конференций), дизайн афиш и других материалов, а также услуги по обеспечению LED экраном.

Как прошло превью?

Несмотря на риски срыва, вернисаж все же состоялся. Правда, перед началом мероприятия Dump Gallery заявили, что отказываются участвовать в ярмарке. Aspan Gallery тоже сняли свои работы со стендов и отказались участвовать в ALA ART FAIR. Меруерт Калиева, основательница Aspan Gallery, поделилась, что институция отказалась от участия, чтобы «‎избежать ассоциации имен художников и галереи со скандалом. Хоть это (отказ от участия — прим. ред) и было сделано в последнюю минуту, организаторы с уважением отнеслись к нашему решению»‎. 

В результате на ярмарке во время вернисажа было представлено не 11, а 9 галерей: Pygmalion Gallery (Астана), Occupy Steppe (Алматы), BonArt (Алматы), Artmeken Gallery (Алматы), Картинная галерея Жаухар (Алматы), Галерея Алтын Ғасыр (Караганда), Ilgeri (Бишкек), Museum of Feminist Art (Бишкек) и Hlmrdv Gallery (Ташкент). Но уже после превью свой стенд свернули Pygmalion Gallery, а на третий день от участия отказались и Artmeken Gallery. Количество участвующих галерей сократилось до 7.

Среди представленных художников на ALA ART FAIR оказались как широко известные художники_цы, как Алмагуль Менлибаева, Сауле Сулейменова, Шамиль Гулиев, так и молодые, как Аружан Жумабек, Азамат Кенжегулов и другие. Ценовой диапазон варьируется от $80 до $8000, но большинство работ представлены в среднем от $2500. Со стороны наблюдателя можно заметить коммерческую составляющую работ, которые в основном представлены живописью и легко впишутся практически в любой интерьер, что потенциально увеличивает возможность их покупки.

«‎Все представлено очень культурно. Я даже не представляла, что у нас столько галерей! У нас достаточно много художников и, главное, что искусство наконец-то принадлежит народу, поэтому можно просто прийти сюда и приобрести его. Это хороший уровень мероприятия»‎, — поделилась впечатлениями куратор Валерия Ибраева.

Также хотелось бы отметить новые лица для казахстанских зрителей — работы молодых каракалпакских художников Темура Шардеметова и Саламата Бабаджанова от Hlmrdv Gallery. Их работы не только представляют новую волну экспрессионистов, но и демонстрируют казахстанскому зрителю голоса каракалпакских культурных деятелей, которые часто оказываются невидимыми в силу малой представленности региона и его частичной закрытости после протестов в 2022 году.

Как заявляют организаторы ярмарки, в первый день закрытого вернисажа карагандинская галерея Алтын Ғасыр распродала все работы на своем стенде, а некоторые очевидцы отмечают большое количество красных точек рядом с работами (забронированные для покупки).

Несмотря на доступный ценовой диапазон и интерес к работам, мероприятие показалось довольно недоработанным. Например, стендов от Jusan Vibe очевидно не хватило для корректной подачи работ. Так, будучи зрительницей, мне пришлось обойти их трижды, прежде чем найти стенды Dump Gallery и часть работ от MoFA+, которые были выставлены на задних частях у бокового входа в фойе. Кроме того, сам размер стендов оказался невелик, из-за чего многие картины были словно слеплены друг с другом и было сложно рассматривать их полноценно. Вероятно, такая ситуация сложилась из-за сжатых сроков подготовки. Pygmalion, Aspan Gallery, а также кураторы уже подтверждали, что приглашение было направлено только месяц назад.

Сжатые сроки, в свою очередь, спровоцировали и отсутствие основных игроков рынка: Tselinny, Esentai Gallery, YEMAA, а впоследствии и Aspan Gallery, отказавшихся от участия из-за потенциального урона репутации. На вернисаже также не хватало навигирования аудитории — только у стенда Pygmalion стоял куратор, рассказывающий о представленных работах зрителям и зрительницам. Выявить остальных кураторов_ок и узнать больше об их галереях было невозможно, так как они смешались с гостями и стояли в стороне от собственных стендов. Возможно, так было только на вернисаже. 

Кроме того, перед запланированным открытием наблюдалась хаотичность, учитывая разразившийся скандал. Кураторы и организаторы то планировали официально открыть вернисаж, то отказывались от этой идеи. В результате спустя час после начала мероприятия оно все же было открыто. Уже в приветственной речи кураторка Оля Веселова назвала ALA ART FAIR центральноазиатской ярмаркой, несмотря на то, что во всех информационных материалах она значилась как международная. Очевидно сказывалось волнение кураторов, которые стали причастны к общему скандалу, хотя выступали приглашенными экспертами.

Почему скандал вокруг ALA ART FAIR стал показательным?

Учитывая чувствительность этой темы, невозможно не думать о последствиях появившегося конфликта. Скандал вокруг ALA ART FAIR подчеркнул ряд неразрешенных проблем в казахстанской культурной сфере и поднял важные вопросы о прозрачности, государственной поддержке и профессионализме в организации мероприятий такого уровня. Противоречия, которые возникли, обострили проблемы, связанные с поляризацией общества, отсутствием кризисных стратегий и недостаточным вниманием к аспектам авторских прав.

Освещение событий в социальных сетях только подчеркнуло разделение общественного мнения и вызвало острый ответ от участников культурной сцены. Пока отсутствует конструктивный диалог и созидательное обсуждение, а эмоциональные реакции создают атмосферу враждебности. Несмотря на трудности, с которыми столкнулась вся креативная среда Казахстана, ситуация может послужить поводом для глубокого анализа и улучшения взаимодействия между государственными структурами, организаторами культурных событий и художественным сообществом. Хочется верить в то, что конфликт не дискредитирует креативную индустрию, но позволит нам, как гражданскому обществу и отдельным представителям и представительницам арт-коммьюнити, требовать более бережного, вдумчивого и прозрачного процесса организации ключевых мероприятий, а также не бояться вступать в диалог друг с другом, при этом не применяя карательных мер.


Международная ярмарка современного искусства ALA ART FAIR открыта до 10 декабря в пространстве Jusan Vibe.

Адрес: г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 36.

График работы: 3-10 декабря с 10:00 до 21:00.

Вход свободный.

Данель Ходжаева

Постоянная авторка Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024