Этот год проходит под знаком 120-летия Әбілхана Қастеева — одного из основоположников казахского изобразительного искусства. Казалось бы, столько уже о нем сказано, а сколько ещё, как оказалось, недосказанного. У нас в Казахстане существует проблема с мемориальной литературой. И, пожалуй, пришло время для его персонального биографа. Искусствовед Мария Жумагулова специально для Art of Her провела серию встреч с родственниками, с людьми, так или иначе сопричастными к памяти Әбілхана Қастеева, чтобы открыть некоторые неизвестные страницы жизни и творчества художника.

Это всего лишь отдельные эпизоды, но они красноречиво свидетельствуют о популярности художника при его жизни. Прошло чуть более 50 лет после его смерти, но интерес к Қастееву, как к человеку и художнику не угасает.

Об Әбілхане Қастееве рассказывать не так сложно, так как он представлял собою на редкость открытую коммуникабельную личность. Его дом, не всегда комфортный, не отличающийся особым изобилием в силу тогдашних социальных условий, всегда славился широким гостеприимством. Круг знавших его людей зашкаливает и это не всегда только коллеги по творчеству. При этом он сочетал в себе и некоторую сдержанность, носил в себе тайны, с которыми ни с кем не делился по воспоминаниям дочери Гулдарии. Это касалось скорее проблем устройства семьи, которыми он не считал нужным загружать кого-либо. Главная точка притяжения к нему — это необычайная простота, щедрость, доступность и соучастие. Но это не та простота, которая хуже воровства, а с житейской мудростью и чувством собственного достоинства.

Указанное событие собрало круг людей, которым было чем поделиться. Так открываются отдельные эпизоды его биографии, которые столь важны как существенное дополнение об особенностях личности, влиявших на его творческую составляющую. Писатель Бексұлтан Нұржекеұлы поделился воспоминаниями художника Үкі Әжиева, с которым Әбілхан ездил на пленэр по Волге, посвященный 100-летию В.И. Ленина. И тогда все коллеги отметили особенность его художественного метода, которому он остался верен до конца. Пленэрная практика предполагает этюдный характер письма экспромтом и художники, следуя этому принципу, постоянно меняли место дислокации. Қастеев же до конца дня не тронулся с места. Используя приобретённые пленэрные навыки, он все же предпочитал завершать начатую картину до конца. Это было одно из проявлений его терпения, как особенности его характера. Именно это качество позволило ему создать огромное число работ, как неповторимый визуальный дневник истории своей страны.

Популярность Әбілхана Қастеева изначально была чрезвычайно велика среди его современников. Его встречи не ограничивались только художниками. Он, как и его ровесники, был весьма близок к народному творчеству в широком смысле этого слова. Казахский фольклор, эпос, айтысы, народная музыка, современная литература составляли естественную основу его живописного формирования. Эта цельность его эстетического мировосприятия расширяла рамки его непосредственной деятельности. Неслучайно известный писатель Ғабит Мүсірепов советовал своим читателям смотреть картины Қастеева, как живой учебник жизни.

Невзирая на многочисленные житейские трудности, которые он испытывал со своей многодетной семьей, уже получив общественное признание, и как депутат Верховного Совета Казахской ССР и как Народный художник Казахской ССР, он больше заботился о нуждах избирателей, нежели о собственных проблемах.

Зато его имя уже имело большой резонанс не только в рамках Казахстана, а даже было отмечено и в дальнем Зарубежье. Так известен факт, что по ходатайству Третьяковской галереи в ее фонды была передана работа Қастеева. Известный скульптор Вагиф Рахманов признавался искусствоведу Ермеку Джангильдину в том, что во время своей поездки в Париж в составе делегации обнаружил там картины Әбілхана Қастеева.

Озбекали Джанибеков, видный общественный деятель, внёсший, без преувеличения, кардинальный вклад, в реформацию культуры в Казахстане, человек-легенда, со свойственной ему прозорливостью, успел в год смерти художника совершить к нему визит. В результате этой встречи Әбілханом были переданы эскизы его работ, посвящённые событиям Национально-Освободительного движения 1916 года, связанные с именем народного героя Аманкелді Иманова, в фонды Торгайского областного историко-краеведческого музея.

Множество известных людей ходатайствовали при жизни и посмертно за достойное увековечивание памяти первого художника страны. Так видный общественный деятель страны Куаныш Султанов вспоминает, что это превратилось в ритуал, когда абитуриенты художественного училища имени Гоголя приходили домой к живописцу за благословением — бата. Ему, в свою очередь, удалось в 1984 году попасть с визитом к Дінмұхаммеду Қонаеву с просьбой от многих желающих о присвоении имени Әбілхана Қастеева Государственному музею искусств в Алматы и получить положительный ответ.

Поэт и художник Ерсаин Жапак также не прошёл мимо знаменательной даты, подготовив своё большое поэтическое посвящение «Аулие Суретші» («‎Святой мастер»), в котором проследил весь творческий путь художника.

В 1972 году нашему Правительству было представлено ходатайство от имени народа о присвоении Әбілхану Қастееву Звания Героя Социалистического труда. Пока вопрос рассматривался, в следующем году художника не стало, а такая награда, как оказалось, не присуждается посмертно. Аким Панфиловского района Сагынбеков Марат, с большой радостью отчитался о проделанном в знак Юбилея знаменитого земляка. В ауле Шежін, где собственно и родился Қастеев, открыли новую двухэтажную школу по самым последним современным требованиям. В маленьком ауле Алты уй производится ремонт школы, где хранятся ценные артефакты — подлинные вещи художника — чапан, тюбетейка, кисти и др. Кстати, Қастеевым запечатлён портрет деда акима — Кесикбаева — так причудливым образом пересекаются времена. Решается вопрос о присвоении его имени главной улице в Жаркенте. Для земляков история жизни Әбілхана Қастеева — предмет особой гордости. О нем знают и стар и млад. Они всегда наготове показать места, где проходила нога художника; места, которые им запечатлены за долгие годы его творчества.

Әбілхан Қастеев — родоначальник большой династии. Его талантливые внуки Даурен и Сауран продолжают творческую стезю знаменитого деда. Кастеев Абильтай — его старший сын — прославился в качестве известного кинооператора. В истории советской фильмотеки осталась картина «Мадам Вонг», снятая на знаменитой даче Николая Бенуа, с участием популярных актеров Армена Джигарханяна, Ирины Мирошниченко под его непосредственным руководством.

И таких эпизодов насчитывается великое множество, которые с годами все более высвечивают многогранную личность художника.

Әбілхан Қастеев — уникальный феномен в отечественной культуре. Именно с него начинаются страницы истории изобразительного искусства Казахстана. Роль тунгыш — первенца сакральна и ответственна. Остаётся только удивляться, как сын пастуха, бедняка, рано оставшийся сиротой, родившийся на самой границе с Китаем в местности с джунгарским названием Шежін стал родоначальником огромного длиною в более сто лет художественного процесса, о котором доселе не ведали в его стране. Далеко не случайность предопределила его судьбу.

Откуда истоки творчества Әбілхана Қастеева?! На этот вопрос известного акына Оразакына Аскара сам художник складно ответил в поэтической форме. На казахском языке это звучит насколько образно, настолько и точно! Отсюда становятся понятными нескончаемые флюиды его вдохновения. Это родная природа и та духовная предметная осязаемая атмосфера, которая окружала его с детства. Сам художник обладал даром красноречия, который оказался несколько в забвении, ибо он всю свою страсть отдал визуальному искусству. Но здесь существует незримая связь. Олжас Сулейменов этимологию слов рассматривает в контексте с образным письменным знаком. Ещё в детстве Әбілхан в степи сталкивался с загадочными начертаниями на камнях, поразивших его воображение. Прикладное искусство нами воспринимается больше как музейные артефакты, а для него — это естественная эстетическая среда, составляющая изначально прикладную, а позже и декоративную ценность. Все это запечатлелось в его генетической памяти, как мир архетипов, впоследствии проявившийся в его творчестве в новом изобразительном качестве.

Самые ранние из них датированы 1940 годом, хотя в этой сфере он практиковался и раньше, но работы не сохранились. Можно предположить, что это вспомогательный материал, поскольку представлен больше в виде набросков, зарисовок на тетрадных, альбомных листах; на календариках депутата Верховного Совета; на кальке… Но все это не от небрежности… Қастеева можно назвать ударником художественного производства, трудоголиком. У него не было ни одной праздной минуты. Ему повезло с супругой: она полностью доверила мужа его творческому пристрастию. Главной заботой Әбілхана была живопись, где он неутомимо осваивал новые пространства, темы, технологии. Обращение к орнаменту — это сакральная часть его души, такая понятная, воспринятая на естественном эмпирическом уровне. Полагаю, что его орнаментальное творчество имеет и определённую прикладную ценность.

Учитывая то обстоятельство, что нынче освоение казахского орнамента в современном дизайне, архитектуре, предметах быта, в современных промыслах моде, сувенирном производстве находится пока в либо в зачаточном либо начальном состоянии, полагаю, что художественный орнамент Қастеева может быть эффективно использован в этих целях. Совершенно не стесняясь, могу заявить, что это эксклюзив, требующий серьезного изучения. Невозможно представить восточное застолье без великолепных подносов. Славились в своё время русские жостовские подносы — на смену им пришли разные варианты. Әбілхан Қастеев предлагает свой вариант, где видно его мастерство в понимании декоративного искусства вкупе с живописностью. Это довольно интересные эксперименты с включением советских символов, к примеру, красной звезды, которая в его исполнении приобретает чисто казахское звучание. Композиции его орнаментов очень разнообразны от минимализма, что весьма ценится сегодня до сложнейших вариаций. Он может вполне поспорить с современными дизайнерами, насколько ловко вмещает свои неповторимые знаки, символы в любую форму — квадрат, прямоугольник, многоугольники, трапеция, круг, овал…

Интересны его решения в архитектурном варианте. Они могут вроде использованы в современном градостроительстве! На юбилейной выставке художника в Музее его имени впервые в экспозиции были выставлены ковры, выполненные по эскизам художника. Ничуть не нарушая общепринятые правила ковровой композиции — ясно обозначенное центральное поле, обрамлённое бордюром — мастер вносит свои коррективы в декоративное решение. Использованный орнамент по конфигурации напоминает общеизвестный казахский орнамент и все же с привнесением его собственных нюансов. И самое примечательное, что крайний бордюр заполняется цветными геометрическими квадратиками. Такая трактовка вполне перекликается с элементами современного дизайна, к примеру, с европейским пэчворком. Это такая неповторимая чисто кастеевская танба!

Как известно, казахский орнамент имеет определённую систему, структуру. На сегодня он достаточно изучен. Әбілхан Қастеев создаёт свой собственный авторский орнамент с соблюдением определённых законов построения. Как он сам выразился, что истоками его орнамента явились ушки барана; роги архара; войлок из материнских рук; цветовое оперение бабочек; изделия пауков; девичье вязание; конфигурации камня… (в русском переводе)…

К этому занятию художник относится достаточно серьезно. Его орнаменты имеют чёткую классификацию для их применения. И все они соответственно имеют конкретное предназначение: посудный, костюмный, ковровый, архитектурный орнамент; для интерьера — занавеси, шторы, полог… они полностью — предмет его воображения. Хотя можно увидеть отдаленное сходство с архитектурными орнаментами надгробных сооружений на Мангышлаке, которых он никогда не видел; некоторые из них повторяют абрис … мировых брендов.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *