Статьи

Женские портреты в фонде Карагандинского областного музея изобразительного искусства

Специально для Art of Her руководитель экскурсионно-массового отдела Карагандинского областного музея изобразительного искусства Снежана Черкаева провела анализ женских портретов из фонда музея и подготовила материал.

Ева в шинели

Образ человека в изобразительном искусстве и отношение к нему менялось с удивительной частотой, на эти перемены влияло многое: драматические события, такие как депрессия и война, мода и даже урожай своей скудностью или изобилием оказывал воздействие на изображение человека. Женский портрет в портретном жанре стоит особняком, это «жанр» в жанре. Женщину писали абстракционисты, дробя и пряча ее за кусками всякого разного, демонстрируя лишь фрагменты; у импрессионистов она утопала в лучах солнца, превращаясь в легкий неуловимый мираж; реалисты пристрастно говорили с ней, оставляя на её образе свое личное отношение. Так или иначе, Она продолжает жить в произведениях искусства меняя свои образы и ипостаси и остается до конца неопознанной.

Ева – вечная женщина, легкой поступью вошла в мир изобразительного искусства в незапамятные времена и продолжает свой путь в качестве вдохновительницы, модели и мастерицы кисти. Ева появилась, когда древний человек нарисовал её в пещере, художник античности изваял из глыбы мрамора Афродиту, на востоке появились изящные египтянки, украсившие стены храмов и гробниц, и пластичные богини плодородия Индии. Грациозные и неуклюжие, стройные и с округлыми формами восхищают многие тысячелетия. Человек творил, и лучшие его творения – это образы женщин, изображая которых он выражал свои жаркие чувства.

Ежегодно в канун международного женского дня 8 марта Карагандинский областной музей изобразительного искусства открывает выставку женского портрета, где в одной экспозиции на «выставку-девичник» собираются разные женщины. Музейное пространство наполняется женскими взглядами и особой высокой вибрацией, энергией, которую излучают женщины. «Әйел бір қолымен бесікті тербесе, екінші қолымен әлемді тербейді» (Когда женщина одной рукой качает колыбель, то другой она потрясает мир) – говорят казахи. Это выражение вышло из народа. Уважение к женщине, понимание ее ценности в жизни человека – это своего рода всеобъемлющие объятия, в которых хватит места каждому.

В запасниках музея хранятся портреты разных школ и направлений. Это работы в духе реализма и классические портреты русской школы живописи, яркими пятнами выступают образы социалистического реализма, абстракция, кроткие и сдержанные женские образы казахского изобразительного искусства.

Работа «Сёстры» художника Салихитдина Абдысадыковича Айтбаева наполнена духом казахской национальной традиции. Раскалённое летнее солнце врывается в открытую юрту, постепенно согревая её внутреннюю прохладу. Девичий молодой задор двух сестёр создаёт другие лучи в ответ солнечному дню; это абсолютное счастье и покой отчего дома. Сёстры заняты щепетильным делом – младшая помогает прихорашиваться старшей, сосредоточенно держа зеркало маленькими ручками. Здесь две девушки и три лица, одно лицо в зеркальном отражении.

Салихитдин Айтбаев «Сёстры»

Женщина и зеркало – это обязательный диалог. Пока она маленькая, она говорит со своим отражением так, словно это ее дочь, в девичестве говорит с ней на равных, а став взрослой устало вопрошает, как перед иконой: «Как мне быть дальше?». Почему она так делает? Она примеряет перед зеркалом не только наряды, но и рассматривает в нём новые предметы обихода. Для женщин это уникальный инструмент, это «встреча с другим я», это дворец иллюзий, наверное, каждое зеркало помнит больше девичьих лиц и слез, нежели других, потому что другие появлялись редко, торопливо и были неразговорчивы. Геометрические формы на фигуре старшей девушки напоминают женские фигуры супрематистов, сосредоточившись на середине полотна они рассеиваются и исчезают вовсе, отчего создается эффект деформации и движения. Изображение лиц натуралистичное, местами переходит к абстрактному, не нарушая при этом грань между фигуративным и абстрактным.

Вдали на солнечном горизонте виднеется кобыла с жеребёнком – у них свой диалог, не менее важный.

Картина окутана невероятными цветами, которые, казалось бы, совершенно произвольно стелются на холст, беспрепятственно соединяясь друг с другом, но за этой легкой непроизвольностью стоит единение с природой и ее реальными оттенками. Когда палитру перемешивает не взвешенный глазомер, а собственное чутье цвета, в котором ты рос и знаешь все его оттенки запахов. Соответственно обонянием эти краски складываются легко, словно их кинула Степь, ритмично переступая через порог юрты.

Здесь нет главного героя, у Салихитдина Айтбаева все важны – степь и жаркое солнце, пасущиеся кобыла с жеребенком и бесконечный горизонт, прихорашивающиеся сёстры и каждая деталь их крова. Всё вместе – это абсолютная любовь ко всему окружающему.


Полвека спустя появляется новый художник Талгат Досманов, и рождается его работа «Невеста». Здесь не потеряно чувство национального колорита, а напротив приумножено, не стёрт почерк предков, а заискрился динамичными лучами, и не изменилась та девушка-казашка в юрте, она знает обряды, скромна и так же владеет сложнейшей системой ведения хозяйства и взаимодействия в большой семье.

Талгат Досманов «Невеста»

Кровь с молоком, сила молодого жеребца, мчащегося в степи, отбивая копытами столбы пыли; такая энергия выплескивается через края этого полотна с фрагментом из жизни. Статичность картины, казалось бы, конфликтует с ее сильной энергией и это столкновение отражается на лице, на закрытых глазах девушки. После первого взгляда резкий вдох от буйства цвета и его веерного расположения, а затем неторопливое прочтение картины при постепенном выдохе.

Куски яркого солнца лежат на саукеле и согревают ее голову, но не туманят разум, он остается холодным. Глаза закрыты, остался шаг до порога неизведанного, на устах уже вертится вкус нового для неё слова «катын-женщина». Губы девушки замкнуты, их почти не видно, она готова к тому, что теперь нужно больше слушать, а не говорить. Кротость невестки – это обычай казахской семьи.

Рядом с невестой украшение юрты – шашак-бау. Красная лента вторит изгибу головного убора, как дорога жизни с символичными знаками на языке древнего человека. Это верблюжий след, который символизирует наследственность и долгую дорогу. Кисть на конце шашак-бау, свитая из нитей, напоминает собой ниспадающие вниз распущенные волосы. Где-то за плечом виднеется современное окно, но это будет потом. Краска складывается кусками, один за другим, как вырезанные лоскуты шерстяной ткани. Впереди её ждёт много счастья, которое она сама разложит по полкам и даст им свои названия.


Работа «В розовом» народного художника Казахстана Сабура Абдурасуловича Мамбеева – это лёгкая и живая песня о юности. В картине запечатлён неуловимый момент, когда ребёнок превращается в подростка. Это может быть и мальчик и девочка; надев взрослую одежду, подросток мечтает когда станет взрослым. Длинные прозрачные масляные мазки  передают зыбкость и нежность юных грёз. Детские припухлые черты, растворяясь как в аквариуме, исчезают, превращаясь в воспоминание. Сабур Мамбеев мастерски передает сюжеты из обыденной жизни.

Сабур Мамбеев «В розовом»

Искусство как зеркало отражает окружающую действительность, оно чередуется взлетами и падениями, появляются новые стили и техники исполнения, но женщина Ева продолжает быть вдохновляющей музой и волнующей натурщицей: сильная и слабая, страстная и холодная, нежная и выносливая продолжает смотреть на своего зрителя с полотен и таиться в мраморных скульптурах всех времён. Берегите её! В жизни она не из мрамора…

Автор: Снежана Черкаева.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора материала.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024