Идея взять интервью у современного художника Адиля Аубекерова очень долго томилась и зрела. Кто хоть раз вживую видел его работы не дадут соврать, что это гениальные произведения, которые не похожи ни на что прежде увиденное. Мы заранее договорились о встрече в баре отеля St.Regis, где в настоящее время проводится его персональная выставка «Truth is one, paths are many». Выставка представлена 10-ю работами в специфическом стиле. Для изучения его работ необходимо было прийти на встречу пораньше.
С первых секунд стало понятно, что картины идеально вписываются в интерьер отеля. Практика проводить выставки в отелях Казахстана не нова, но и не обыденна. Хотя идея то очень хорошая, ведь в гостиницу постоянно приезжают гости, которым наверняка хочется познакомиться с городом не только в качестве архитектуры или кухни, но также культурно обогатиться, а такая выставка это хорошая возможность. И тут на половине раздумий о форматах выставок в беседу подключается арт-директор галереи TSE ART Destination и непосредственный организатор данной выставки, Бауржан Сагиев. Он пришел раньше, чем наш герой, поэтому беседа с ним началась о значении выставки.
У нас получилась такая хорошая коллаборация, потому что Адиль очень хорошо вписывается в интерьер. У него очень сильный посыл. Очень четкий посыл в его работах. Это считывается посетителями и администрацией отеля. Здесь изначально получилось, что мы подбирали художника из определенного пула. Мы выбрали Адиля, потому что у него очень эффектные, очень тонкие работы. Очень визуальные работы. Это работы такого рода, которые сочетают в себе суперсовременное искусство и стрит стайл, но при этом они очень глубокие и очень детализированные.
Затем, в зал вошел сам Адиль Аубекеров с супругой Анной. Признаться честно, перед интервью было немного волнительно, не хотелось показаться недостаточно осведомленной о стиле и творчестве Адиля, но беседа сразу же началась с легкого и непринужденного тона.
Насколько выставка успешна, когда она вписывается в интерьер?
Так вышло, что мне как художнику повезло, здорово когда картины выставляются в красивом месте. Искусство сочетается с этим и при этом несет свой смысл. В конечном счете так или иначе это получается красиво и при этом, это тебя приучает к правильному восприятию красоты. Вот ты думаешь, что художники такие свободолюбивые. Они отрицают все, препятствуют всему этому. В какой-то момент у меня это тоже было. При этом я был вдохновлен чем-то таким дорогим и вечным.
Это идеальное соединение искусство Адиля Аубекерова и лакшери?
Ну не совсем. Иногда очень странно, что я пишу в каких-то таких условиях и это все-так лаконично и роскошно выглядит. Мы просто с супругой часто можем где-то переночевать в машине, пожить где-то дикарем, разогревать у горелки и приехать сюда и насладиться приятным обществом и видом. У меня есть проекты, когда я делаю стрит-арты в заброшенных местах. Я конечно понимал, что это лакшери сегмент. При этом я стараюсь работать с местами, куда может прийти любой человек и наоборот мне нравится, что галерея (Tse Art Destination — прим.автора) находится в старом центре. Какая-то история в этом есть, это все прожито.
Затем инициатива говорить опять перешла к Бауржану, который рассказал подробно о периоде создания работ, которые представлены на текущей выставке.
Здесь 10 работ. Они все созданы в период первой половины 2022 года. Дело в том, что Адиль провел с Анной этот период в Индонезии. Адиль очень глубоко связан с природой и стихией. Последние полгода Адиль провел на Бали, где он как раз-таки провел наедине с природой и стихией, водой, ветром и природой, животными. Это основные направления творчества Адиля.
Нужно ли специально готовиться к просмотру ваших картин?
В своем творчестве мне хочется иметь диалог зрителя с картинами, чтобы они прониклись. Все-таки мне кажется основная задача искусства — это чувства. Я думаю у нас это так недооценено людьми, что поэтому у нас так много депрессий. У нас принято, что ты должен занимать какую-то социальную позицию, хотя ты часть природы, часть чего-то большого. Ты очень важен. У меня как раз про значимость, про некие смыслы внутренние, про связь с природой, то есть это неотъемлемая часть. Мы это часто отодвигаем, создавая комфортные условия своей жизни, что неплохо, но я все равно думаю, что важно жить не в отрыве от природы.
Как долго создавались работы для этой выставки?
Какой-то материал готовил с тех мест, с которых я родом — это степные районы, которые меня вдохновляют. У меня выпала такая возможность побыть в месте, где очень много воды и поток энергии. Я просто писал по картине в неделю. Просто было какое-то такое вдохновение. По приезду мы делаем сразу выставку. Мы не планировали, но это все так совпало, что картины все так взяли и слились.
Перед тем как задать следующий вопрос я очень долго всматриваюсь в картину, которая висит напротив и имеет лаконичное название “Pink”. В этой работе я пытаюсь найти свои личные ассоциации и вспомнить видела ли я подобное у других художников.
Как вы относитесь к тому, что вас могут копировать?
Любое творчество оно заимствовано, так или иначе. Я считаю, что если у тебя хорошая гениальная идея, то ее захотят повторить и это классно. Я понимаю, что у меня технически сложные работы без подготовки, не пройдя мой путь — это сложно. Это годы, которые я провел в линиях. Я делаю огромные муралы 18-метровые стены полностью без кисти. Такое не сплагиатишь. Все-таки моя техника это рукописная. Как показало, современное искусство оно в целом отошло от ручного. Можно инсталляцию сделать, можно сделать перфоманс. В целом утратилось ремесло. В моем творчестве этого ремесла очень много, которое нужно освоить и понять. Я никогда не делаю эскизов. Чистый экспромт, чистый перфоманс. Я рискую каждый раз и каждый раз для меня любой проект это легкое напряжение я сам не знаю что будет. Но когда я получаю результат стараюсь, вкладываюсь, то это сразу видно, зрителя не обмануть. Можно разбираться или не разбираться в искусстве, но люди чувствуют халтуру. Мое отношение оно очень простое и открытое, нет никаких секретов.
Во время беседы мой взгляд все чаще падает на интересный пиджак на жене Адиля — Анне. Затем мне объяснили, что это ручная роспись самого художника. Идеальное сочетание, как на мой взгляд, когда современное искусство гармонично вписывается в нашу повседневную бытовую жизнь и при этом несет свой глубокий смысл. Вообще Анна и Адиль выглядят очень милой рок-н-рольной парой. Поженились они в ноябре прошлого года и сразу улетели на Бали. Пара шутит, что медовый месяц на острове затянулся на медовые «полгода».
Почему решили вернуться с Бали?
Я помню мы сидели, ели огромную порцию рыбы, смотрели на океан и я резко подумал: как красиво, но я так хочу в Астану. И именно в этот момент мне звонит Бауржан и говорит приезжать на мою персональную выставку.
Самый неожиданный фидбек, который вы получили о своем творчестве?
Люди иногда подходят к картинам и проверяют пальцем, думая что это напечатано. Так много деталей и при ближайшем рассмотрении все пытаются узнать почему такая тонкая работа. Это признание моего ремесла. Люди думают, что это фотопечать или принт.
Как относитесь к своей популярности?
Меня тут узнают, на улицах и везде. В самолете подходили, даже на Бали. Кана Бейсекеев позвал на Замандас, мы очень хорошо общаемся. Там кстати тоже такой андеграунд. Успех меня удивляет, но не избаловывает. Даже самые яркие звезды потом живут обычной жизнью и многих потом вообще не узнают. Я к этому отношусь, что да это здорово, это часть процесса, часть моей публичной деятельности. Но это не доминирует, это не есть цель.
Чем вы занимаетесь сейчас?
Делаю серию росписей стен. Мурал, роспись, фреска наверное больше. Это тут тоже кстати влияние Бали.
В конце разговора Бауржан не раз отмечает, что Адиль Аубекеров очень спиритуальный человек и сильно связан с природой. При этом стихийные силы всегда на стороне Адиля, что всегда видно на отличном стечении обстоятельств для многих проектов художника.
Что нужно сделать чтобы все складывалось как у вас?
Я думаю тут правильная настройка и не бояться своих мыслей, даже самых странных. Я например, хочу поработать с американским кинематографом. Все-таки в глубине души я чувствую и знаю, что меня будет знать весь мир. То есть не просто как звезда одной страны, а что в принципе у меня глобальное восприятие. Постепенно я иду маленькими шажками, но очень фиксированными. Забраться порой легко, но вот остаться и удержаться, быть Стивеном Спилбергом сложно. Долго выдавать материал, общепринятый, но фантазийный. Мне несомненно хотелось бы популяризировать искусство. Передо мной тоже стоит ответственность не разбазарить то, что мне дано, а сохранить это и усилить. Я уверен это будет дальше еще больше раскрываться.
Беседа с художником, его супругой и арт-директором продолжалась еще долго. За это время Адиль успел подписать свою картину для покупательницы, которая с первого дня выставки влюбилась в свое будущее приобретение. Тема разговора несколько раз менялась, но при этом было ясно одно — “Truth is one, paths are many (истина одна, но путей ее достичь много).
Беседу вела Зарина Кусанова
Персональная выставка Адиля Аубекерова продлится до конца сентября
Адрес — г.Нур-Султан, улица Кабанбай батыра 1, отель St.Regis
2 Comments
Тонкое искусство Поднебесной: выставка традиционного искусства Китая
Стартовал прием заявок на участие в Национальной премии UMAI