В новом исследовании журнала Nature Communications утверждается, что старые мастера, такие как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Рембрандт ван Рейн специально использовали в своих картинах масло и яичный желток. Об этом сообщает ART News.
Хотя было известно, что многие художники того времени полагались в своем искусстве на быстросохнущую яичную темперу, в основном считалось, что эти художники в первую очередь посвятили себя маслу, которое не использует белок в качестве связующего и которое схватывается намного медленнее, чем темпера. Новое исследование показывает, что художники могли намеренно связывать масло с помощью яичного желтка, что ранее считалось случайным.
«Письменных источников по этому поводу очень мало, и до сих пор не проводилось ни одной научной работы по исследованию предмета с такой глубиной. Наши результаты показывают, что даже с очень небольшим количеством яичного желтка можно добиться удивительного изменения свойств масляной краски, демонстрируя, насколько это может быть полезно для художников», – рассказывает автор исследования Офели Ранке для CNN.
По сравнению с темперой, разработанной древними египтянами, которая сочетает яичный желток с порошкообразными пигментами и водой, масляная краска создает более интенсивные цвета, обеспечивает очень плавные цветовые переходы и высыхает гораздо быстрее, поэтому ее можно использовать в течение нескольких дней после приготовления. Однако масляная краска, в которой вместо воды используется льняное или сафлоровое масло, также имеет недостатки, в том числе более подвержена потемнению цвета и повреждениям, вызванным воздействием света.
Поскольку изготовление краски было кустарным и экспериментальным процессом, вполне возможно, что старые мастера добавляли яичный желток, знакомый ингредиент, в новый тип краски, который впервые появился в седьмом веке в Центральной Азии, а затем распространился в Северной Европе в Средние века и Италии в эпоху Возрождения. В ходе исследования исследователи воссоздали процесс изготовления краски, используя четыре ингредиента: яичный желток, дистиллированную воду, льняное масло и пигмент — для смешивания двух исторически популярных и значимых цветов, свинцово-белого и ультрамариново-синего.
«Добавление яичного желтка полезно, потому что оно может кардинально изменить свойства этих красок. Например, по-другому проявляя старение: краске требуется больше времени для окисления из-за антиоксидантов, содержащихся в желтке», – сообщил автор исследования.
Химические реакции между маслом, пигментом и белками в желтке напрямую влияют на поведение краски и ее вязкость.
«Например, свинцово-белый пигмент довольно чувствителен к влажности, но если вы покроете его слоем белка, это сделает его намного более устойчивым к воздействию влаги, что делает краску довольно легкой в нанесении», – говорится в исследовании.
Исследователи также обнаружили, что использование яичного желтка может сделать более короткие и толстые мазки, сделанные с использованием техники, известной как импасто. Это позволило бы использовать меньше пигмента, что могло быть выгодно в денежном выражении при работе с лазуритом, материалом, используемым для создания ультрамаринового синего цвета, который в то время был дороже золота.
Перед тем как уйти: в Алматы открылась первая персональная выставка Ляззат Ханим
Человек, которого выбирают: визуальный анализ творчества Рашиды Мугавеевой