Посмертная персональная выставка художника Игилика Кулбаева стала большим открытием для казахстанской живописи, передаёт корреспондент Art of Her.

Игилик Кулбаев (1946 – 2022) – казахстанский художник, родился в 1946 году в Южном Казахстане, в горном Чимганском ауле. Закончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. В 1972 году переехал в Алматы и стал преподавателем художественного училища им. Н. В. Гоголя, где проработал почти всю жизнь. В 1990 году проходил повышение квалификации в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. За время обучения там принял участие в художественных практиках в Таллине, Вильнюсе и Риге.

Игилик Кулбаев был очень закрытым человеком со сложным характером, отказывался от публичных выступлений и интервью. Однако, он все же принимал участие в коллективных выставках, но это было вызвано трудовой необходимостью во времена преподавания. К сожалению, персональной выставки при жизни художника так и не сложилось.

 «У отца был характер «колючки». Когда я был уже более зрелым, я пытался освятить его деятельность, но он был против. Ответ банально прост: «после моей смерти картины станут дороже». Это полное самопожертвование искусству, делу которое ты любишь», – рассказал сын художника Абай Кулбаев.

Становление художника пришлось на эпоху оттепели, с ее надеждами на свободу и обновление. Поколение шестидесятников меняет живописные смыслы и формы, сам изобразительный язык. Живопись тогда понимается как иносказание, как некий шифр. Условность, декоративность, уплощенность фигур и пространства картины, обнаженность художественных приемов приводит к особой символической выразительности, приближает живопись к философии.

«Это большой художник музейного уровня. Настоящий философ. Я лично его не знала, но слушала рассказы его учеников. Эта выставка – она не проходная, это выставка для тех, кто любит настоящую живопись. Живопись Игилика Кулбаева – это общий стиль шестидесятников. Художникам перестало интересно изображать живопись как реальность, живопись как подражание природе. Они больше не будут подрожать природе, они передают свои впечатления. Игилик перекладывает реальность на язык знаков, смыслов. Это иносказание, нечто скрытое, спрятанное», – поделилась кандидат искусствоведения Ольга Батурина.

Главный жанр Игилика – пейзаж. Для художника это не просто изображение природы, а переживание своего места на Земле как самого прекрасного, райского. Работы Игилика Кулбаева — это про эпическое, древнее, вечное. Он не прорабатывает детали, оставляя чистоту холста и незавершенность как перспективу, как знак свободы. Композиции его картин – спокойные и уравновешенные, цвет – мягкий, сложный, многослойный. Игилик Кулбаев – удивительно тонкий колорист: с помощью цвета он умеет выразить самые сложные состояния человеческой души, самые острые переживания соединенности человека и природы, для него они неразрывно связаны, для него они — продолжение друг друга.

За время своей жизни в мастерской Игилика Кулбаева собралось около 300 разноформатных работ в масле и графике, не считая бесконечного количества этюдов. Это внушительная коллекция произведений искусства, которую почти никто не видел. Как оказалось, все они хранились не в подобающем состоянии и требуют профессиональной чистки. Кроме этого, по предварительной оценке Абая Кулбаева, около 7 работ художника были похищены.

«Если вы видели, то они потемнели. Цвет нужно восстанавливать. Некоторые работы, кроме очистки, нужно дополнительно реставрировать. Потому что холсты Игилик очень часто не грунтовал, из-за этого очень плохое сцепление краски с поверхностью. К тому же неправильное хранение и транспортировка. Очень многие работы повреждены», – рассказала куратор выставки Анастасия Ефременкова.

Персональная выставка-открытие большого художника «Жантақ» состоялась благодаря сыну художника – кинорежиссёру Абаю Кулбаеву, художнице Асии Фаткуллиной, искусствоведу Ольги Батуриной и куратору Анастасии Ефременковой. Отметим, что для Анастасии выставка Игилика Кулбаева стала дебютом в роли куратора.

«Я хотела показать периоды развития художника, и не какими-то этапами его жизни, а какими-то общими чертами его творчества», – поделилась Анастасия.

Всего на выставке было представлено 38 работ. В дальнейшем планируют организовать более широкую выставку художника, возможно в стенах музея им. А. Кастеева.

 «Большая часть работ была оцифрована. Изначально из 300 работ мы отобрали 100. Из них мы выбрали 38 для выставки. Дальнейшая судьба картин в руках Анастасии Ефременко, она менеджер этого проекта и будет заниматься аукционами, выставками, чтобы как можно больше людей узнали о нём. Уже арендовано специальное помещение для хранения всех работ», – рассказала художница Асия Фаткуллина.

Игилик Кулбаев – это наш современник, который при жизни выбрал путь тишины и свободны. За свою карьеру, он не только написал большую коллекцию картин, но и обучил множество современных художников Казахстана. Игилик оставил большое наследие, и имя художника уже вошло в историю казахстанской живописи.

Выставка «Жантақ» проходит в Almaty Gallery с 08 июля по 24 июля 2022 года.

Адрес: Almaty Gallery, г. Алматы, пр. Достык, 44.

Режим работы: Вт-Вс 11.00 — 19.00

Вход свободный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *