Колонка Инны Кипчакбаевой

Визуальный анализ: разбираем искусство Аружан Жумабек

В современном искусстве особенно важно личное высказывание автора. Как его личность, контактируя с миром, пропускает через себя события, мысли и впечатления, выдает свое неповторимое произведение – соединение внешнего мира с внутренней философией творца. Некоторые события проходят через его душу, резонируя и подсвечивая самое прекрасное и светлое, но реальность и искусство не всегда про доброе и красивое – окружающая действительность может нанести кровоточащие раны и боль и это не менее достойная тема для создания работы.

Всматриваясь в произведения Аружан Жумабек, в первую очередь, мы можем увидеть очень качественно исполненную графику, выверенную и сбалансированную композицию, часто ритмичную, а также четкое построение. Техника исполнения – это не главное в её работе, художница только даёт понять, что перед вами талантливый человек. Суть искусства не только в том, чтобы понимать и оценивать технику исполнения (фасад), но и в том, чтобы пойти дальше и постараться понять глужбе творчество автора.

Атмосфера работ художницы вызывает гнетущее впечатление. Сочетание черного и красного – двух доминантных цветов – вызывает чувство стресса или тревоги. Сразу становится понятно, что картины Аружан не про самые лёгкие и радостные моменты жизни. Характерные символы – отсеченный безымянный палец, мухи, кровь и неестественно мутировавшие тела. Поскольку художница не даёт объяснения о чем её работы, у нас появляется простор для собственной интерпретации.

«Безымянные». Аружан Жумабек, 2018 год. Фотография взята со страницы Instagram @zhumabek.aru

В своих социальных сетях, художница указывает, что это безымянный палец. В этом можно проследить намёк на отрицание традиционных семейных ценностей и даже на отголоски феминизма. Возможно, автор выразила протест против навязчивого давления общества, особенно на девушку по поводу её роли в семейной жизни и обязательной необходимости вступать в брак, без которого она будет считаться неполноценной и социально не одобряемой. Также отсечённый палец, равно как и любой другой орган человеческого тела, вызывает ощущение боли или травмы. Аружан не просто намекает о травме в своих картинах, а буквально пропитывает болью своё творчество. Выражает ли она что-то личное, некую травму общества, каких-либо тяжелых событий в мире или в стране? Здесь открывается целое поле для размышлений.

Аружан Жумабек. Фотография взята со страницы Instagram @zhumabek.aru

Мухи в основном появляются над тем, что уже гниёт, и, возможно, их изображение в работах – это отклик на то, что было нарушено в этом мире или во внутреннем мире самой художницы, чему не было уделено должного внимания или вовремя рассмотрено и «уже начали кружить мухи». Также мухи могут быть символом запущенной раны общества, которая не затягивается уже много лет. Данный символ создаёт впечатление безнадёжности и упадка.

Аружан Жумабек. Фотография взята со страницы Instagram @zhumabek.aru

Относительно позитивный признак, в отличие от мух. Да, конечно, кровь появляется в результате нарушения целостности организма, но в теле, истекающем кровью всё ещё присутствует жизнь и кровь обращает на себя пристальное внимание как сигнал опасности, крик о помощи или предупреждение. Какой-то острый момент, требующий незамедлительной реакции, пока не стало слишком поздно.

Аружан Жумабек. Фотография взята со страницы Instagram @zhumabek.aru

Мутированные тела отсылают к ощущению неестественности, дискомфорта; этот символ может отражать реальные события, связанные с болезнями. Слишком большая голова, неопределенность с конкретным полом, печаль в образе – всё это также навевает на мысль о людях, отличающихся от большинства, о тех, кто не соответствует, не вписывается в общество. Также это может быть набором взглядов и идей, которые слишком нестандартны, не вписываются в понятия «нормальности», привычности и своей неординарностью отпугивают и остаются не понятыми.

Остаётся загадкой, использовала ли Аружан образы продуманно или это инстинктивные, интуитивные рисунки, рвущиеся из подсознания и созданные спонтанно. Когда произведения того или иного автора не однозначны или не понятны с первого взгляда, осмыслить их вам может помочь интуиция. Даже если вы ошибётесь с интерпретацией и ваши взгляды на понимание картины разойдутся с автором, вы проживете что-то своё, о чём-то задумаетесь, вспомните о наболевшем, чтобы светом своего внимания рассеять тьму внутри. Творчество Аружан действительно вскрывает застарелые раны, если они есть. Могу отметить это на личном примере: как человек, неоднократно подвергавшийся хирургическому вмешательству, смотря на кровь, отрезанные органы, болезненные тела, причем изображённые талантливо и с чувством, я поначалу испытала отторжение и удивилась своей реакции, но потом поняла, что образы художницы указали на то, что ещё болит, пусть не физически, но как-то фантомно. Это всколыхнуло во мне те ощущения, которые, как выяснилось в результате прикосновения к произведениям Аружан, не прошли, а просто были вытеснены. Теперь я понимаю с чем мне нужно работать. У искусства много задач, и это не только стремление к красоте и Вселенской гармонии, но и подсвечивание того, что нуждается в исцелении.

Картины Аружан Жумабек едва ли смогут служить милым акцентом на кухне. Искусство в принципе не утилитарно – оно и не должно быть полезным в быту. Искусство выражает контекст времени или личного проживания художника. В подобном искусстве вы всегда можете найти отражение своего опыта и справиться с ним, если нужно. С этого ракурса, произведения Аружан могут служить своеобразной терапией для общества. Сочетание великолепного исполнения и заставляющих взбодриться образов не оставляют шанса зрителю быть равнодушным. Да, её работы скорее про теневую сторону личности, только приняв которую вы можете по-настоящему стать свободным.

Инна Кипчакбаева

Автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024