В начале мая атырауский Центр современной культуры YEMAA представил онлайн-школу для молодых кураторо_к «Куратор перед лицом кризиса». Образовательная программа призвана помочь куратор_кам в области современной культуры создавать самостоятельные зрелые социально-значимые художественные и исследовательские проекты в области искусства, изыскивать финансирование и необходимую инфраструктуру.

Принять участие в отборе на обучение в онлайн-школе могут все желающие в возрасте от 22 до 45 лет. Прием заявок открыт до 1 июня. Ознакомиться с подробной информацией можно на странице Центра в Instagram.

В рамках запуска новой образовательной программы, YEMAA и Art of Her поговорили с несколькими поколениями казахстанских куратор_к, которые поделились своим виденьем профессии и ее развитием в регионе, рассказали о работе с трендами и особенностях кураторской деятельности в традиционном музейном формате.


Т.Қ.Жүргенов атындағы өнер академиясында өнертану мамандығына оқу барысында теория мен зерттеуден басқа, практикалық түрде өнермен айналысқым келетіні анық болды. Тек мақала жазып, зерттеу жасау маған жеткіліксіз көрінді. Менің академиядағы ұстазым және кейіннен әріптесім болып кеткен, куратор, өнертану PhD, Юлия Сорокина бірінші болып мені кураторлық қызметпен таныстырған.

Алғаш кураторлық тәжірибеме келетін болсақ, 2016-2017 жылдары құрбым және әріптесім, Ділдә Рамазанмен бірге істеген бірнеше жобаларымыз (Новогодний Набег в ЦВЗ, Magnum Pavillion) болды. Бұл жобалар негізінде біз бір топ суретшілерді немесе қызығушылық танытатын адамдарды (кейде мүлде өнерге қатысы жоқ достарымыз да қатысатын) шақырып, дәстүрлі көрме залына қарағанда шектеулері азырақ белгілі бір кеңістік ішіне көркем интервенциялар жасағанбыз. Олардың барлығы қазір ойлап қарасам менің кейінгі шығармашылығыма тікелей әсерін тигізген.

Менің алғаш жобаларымның барлығына тән қасиеттер, яғни, ұжымдық тәжірибелер, импровизация, перформативтілік, пәнаралық, демек, өнердің түрлі медиумдары мен формаларында орындалу мүмкіндігі әлі күнге дейін менің шығармашылығымның басты тірегі болып келеді.


Для меня куратор — это человек, который обладает тремя важными навыками:

  1. он_а умеет коммуницировать и находить подход к очень разным людям;
  2. он_а умеет выстраивать логическую связь между разными идеями и организовывать их в нарративы;
  3. он_а умеет взаимодействовать с пространством.

Если честно, я не считаю, что для кураторов важны идеалы. Мне кажется, арт-мир знает огромное количество кураторов без идеалов. Вопрос идеалов, пожалуй, выходит за пределы профессиональной деятельности кураторов и, скорее, применим к людям в целом. Почему для людей важны идеалы? Вот это более интересный вопрос.

Наш современный мир состоит из множества контекстов, перемещаясь по которым мы можем заметить, что и господствующие в них идеи будут меняться в зависимости от среды. Идеи, витающие сейчас во Франции — стране, где я работаю последние несколько лет, — отличаются от идей, которые витают в Казахстане. Это нормально, так как жизнь людей очень разная в этих двух географических точках. В контексте региона Центральной Азии сейчас, например, достаточно остро стоит вопрос водных ресурсов, наличия по соседству террористической федерации, а также авторитаризма и коррумпированности властей. В контексте отдельно взятого Казахстана, это, безусловно, и вопрос насилия над женщинами. В целом, глобальной и общей для многих контекстов является вот уже несколько лет идея деколониальности.


Первое и главное — то, что вековая изоляция культурного процесса в Казахстане, наконец, прорвана и наши художники, кураторы и арт-менеджеры могут общаться со всем миром как виртуально, так и в реальности. Это огромный шанс для нашей культуры выстроить паритетные отношения с мировой художественной сценой.

Идеи меняются, подвергаются ревизиям последующими поколениями, объявляются неверными или, наоборот, гениальными. Поэтому мне кажется, что главной идеей для художника и куратора должна быть не конъюнктура (хотя реакция на окружающую действительность — основа процесса), но все же приоритет отдан искусству, любви к нему, попыткам понять, что это такое, и стремлению его делать.


Куратор — это человек, который помогает распознать сообщение художников, которые те хотят (иногда и не очень хотят) отправить миру. Куратор ведет своеобразную исследовательскую деятельность по структурированию тех или иных сообщений. Помимо этого, кураторство — это менеджмент, когда та занимаешься и фандрайзингом, и координацией, и бухгалтерией, и выстраиваешь все виды коммуникационных связей. То есть куратор организует и преобразует все процессы, связанные с организацией выставок и созданием арт-проектов, это продюсерская роль, которая соединяет художника и зрителя, искусство и историю.

Из трендов сегодня было трудно не заметить присутствие звука практически во всех павильонах на недавней Венецианской биеннале. Практически каждый павильон «звучал» – звук как внесемантическая форма повествования помогала погрузить в среду и передать эмоции, за пределами тех, что чувствуешь от созерцания объекта. Казахстанский павильон был не исключением.

Я считаю, что в ближайшее время мы увидим, как тема и траектория развертывания истории искусства сместится в сторону звука, ритуала, устности, эфемерности и действия. Все это будет сильнее интересовать институции и кураторов. Последние несколько лет мы наблюдаем большой тренд на уход от объектности, как попытки нащупать грани различных культурных идентичности не всегда конструирующие себя через объект.

Следующий тренд, на мой взгляд, который также определит траекторию развития искусства, — междисциплинарность. Я вижу, как все больше людей нарушают понятийные границы роли художника-куратора, архитектуры, дизайна и искусства в целом. Все становится постмодернистской кашей, где роли подвижны, а границы высказывания не всегда лежат только в плоскости визуального искусства. Само определение искусства подвижно, и мы будем видеть все больше пересечений, трансформаций. Поэтому то, с чем кураторы работают сегодня, — это междисциплинарность и переосмысление модерности, переосмысление линейности истории. Например, экспонировать произведение, которому 1000 лет, в комнате с тем, которому 20 лет, — это уже тоже отдельный тренд.


Музей Кастеева — это старейший художественный музей страны. Будущий год ознаменуется очень важной для нас датой 90-летия. Точкой отсчета в историческом существовании музея является 1935 год, когда была основана художественная галерея имени Шевченко. Эта же дата является датой начала становления художественной коллекции, которая на сегодняшний день насчитывает свыше 26 000 единиц хранения. Благодаря тому, что музей представляет не только казахстанское, но и мировое искусство, включая разделы русского, западноевропейского и искусства Востока, нередко нас характеризуют как музей энциклопедического типа, поскольку мы, действительно, претендуем на некоторую полноту представленности мировой художественной культуры.

Какую роль куратор играет в музее Кастеева? Роль куратора очень важна не только конкретно в нашем музее. Куратор, по сути, он же и арт-менеджер, он и искусствовед. Это многонаправленная, многофункциональная миссия. Поскольку куратор должен обладать, безусловно, искусствоведческими знаниями, он должен обладать навыками и опытом арт-менеджмента, так как организация выставки — это проект. Как любой проект, он имеет подготовительную стадию, непосредственно стадию реализации и стадию уже осмысления постфактум. Насколько кураторскую деятельность в музее уместно называть полноценной? У нас есть определенный выставочный график, есть определенный план, мы работаем уже с готовым материалом, и поэтому, это не совсем полноценная кураторская деятельность, а в большей степени координаторская.

Возвращаясь к немузейной кураторской деятельности, то она подразумевает помимо базовых знаний продумывание концепции, подготовку работ, продумывание, сообща с художником или группой художников (в зависимости от того, какая выставка), названия, основных идей, основного месседжа, который они хотят донести до зрителей.

Следующим этапом работы является отбор произведений, их выстраивание в экспозиционном пространстве — это очень важная часть работы куратора. И кстати, очень немногие специалисты умеют работать с экспозиционным пространством. Это вообще совершенно особый навык, которому необходимо учиться. Неудачная экспозиция может погубить художественное произведение из-за неправильного расположения в пространстве, конечно здесь очень важно, чтобы было хорошее экспозиционное оборудование, хорошее освещение, потому что во многом от подачи зависит восприятие и, как следствие, успех выставки.

Далее идет подготовка текстовой сопровождающей информации, в частности аннотации к выставке, подготовка пресс-релизов, подготовка этикетажа. То есть это такая кухня экспозиционной работы, которая присутствует в любом выставочном пространстве, причем здесь я бы не стала разделять музеи и галереи, то есть это необходимый компонент любой выставки, где бы она ни проводилась. Потом необходимо заняться информационным освещением, потому что нет смысла проводить выставку, на которую никто не придет. Выставка должна жить, выставка должна привлекать внимание, должна быть увидена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *