27 мая ушла из жизни известная казахстанская художница Бахыт Бубиканова. Ей было 38 лет.

Она родилась в 1985 году в городе Актобе. Окончила факультет скульптуры в академии искусств им. Т. Жургенова. После продолжила обучение у лидера арт-группы «Кызыл Трактор» Молдакула Нарымбетова.

Бахыт Бубиканова считалась одной из ярчайших фигур среди представителей молодого поколения казахстанских художников нашего времени. Она работала в различных техниках, не ограничивая себя только одним направлением – живопись, коллаж, инсталляция, перфоманс, фотография и видео-арт. В своих работах художница умело переплетала национальные и глобальные смыслы, создавая художественный срез реальности центральноазиатского региона.

Art of Her поговорил с друзьями и коллегами Бахыт Бубикановой.


Тогжан Сакбаева, директор Esentai Gallery и основатель ART Future

Впервые я встретила Бахыт на выставке Саида Атабекова в Esentai Gallery в 2016 году. Судьбоносная встреча. Она была тогда со своим маленьким сыном Акбаром. Выделялась внешне, в поведении. Называла всех присутствующих кураторов и художников шутя “қасқырлар”, что в переводе с казахского – волки. Тогда, она еще только «пробивалась» сквозь толщу местного art- establishment современного искусства, герметично закрытого. Как она говорила позднее: «в начале мне приходилось бегать за всеми и просить, возьмите меня, посмотрите на мои работы». Баху не сразу поняли, даже профессионалы. Ей не сразу удалось влиться. Почему? Потому, что она — гений. А таких не сразу понимают, уж тем более принимают.

Но, Баху ничто не сломило, наоборот. Даже рак, она преодолела. Укротила его. Создала много невероятных работ и после диагноза. Я организовала и курировала ей первую персональную соло-выставку «черный квадрат малевича» в 2019 году. После, Бахыт выбрали в Венецию, независимым куратором, выделивший ее из многих. Увы, всем известная история с отменой национального павильона лишила ее этой возможности демонстрировать свой взгляд на международной важной площадке арт-мира. Но, даже из-за этого случая, Баха создала крутую работу «Полет», где она «пролетает как фанера» над Венецией. Самоирония, тонкая оптика, чувство сложной композиции, любовь к «умным словечкам», любовь к жизни, Богу – все это проявлялось в незаурядной энергии творца.

«Совриск в Казахстане многое узурпирует», «чтобы такое нащупать, ну или хотя бы пощупать, на худой конец», «все мы симулякры, я это ты, ты это я, и никому мы не нужны…», «в Казахстане до сих пор основным предметом коллекционирования с истинной ценностью остаётся – ковер», «Малевич – красавчик, он бы навел порядок в нашем совриске»… и еще миллион ее фраз помню. Все, как вчера!

Бахыт научила меня честности в искусстве, была всегда неподдельной, она говорила, самым большим толчком для нее был момент, когда она «застряла», в своей однушке, в своем творчестве, с ребенком на руках…. Но, именно тогда, она задалась вопросом «Кто я? Кто я на самом деле?», она перестала гнаться за фантомами других авторов предыдущих эпох и современников. Осознала «Что я никто», именно с этого момента началась точка отсчета. Тогда Баха создала шедевры, которые до сих пор изумляют. Позднее, экспериментировала, где каждый жест приобретал глубокое художественное повествование. Но, всегда был честным, настоящим. С тех пор, я четко разделяю «честное искусство» и «желание понравится» в работах авторов.


Оля Веселова, куратор

Бахыт Бубиканова очень самобытное явление для искусства. Ее работы пронизаны глубокими личными переживаниям в опоре на традиции истории искусства и самобытными центрально-азиатскими символами. В каждой работе Бахыт чувствуется ее особенный художественный язык. Именно в этом проявляется гениальность автора. Она обладала острым чувством юмора и часто иронично сама себя называла «гениальным художником». И в этом без сомнения было больше правды, чем шутки.

Скульптор по образованию, Баха тонко чувствовала форму и материалы. Легкими художественными решениями она могла раскрыть очень сложные и многослойные вопросы. Занимаясь и живописью, и графикой, и инсталляциями, я бы особо хотела отметить ее перформансы. Перформанс, как художественная форма довольно сложен и требует особой отдачи от художника. Перформансы Бахыт для меня, как для зрителя, всегда были событием. Я помню их все.

Помимо неоспоримого таланта, она была очаровательным человеком. С ней всегда было увлекательно разговаривать и приятно дружить. Я благодарна судьбе, что у меня была возможность общаться, работать и радоваться жизни вместе с Бахыт. Это невосполнимая утрата.


Алпамыс Батыр, художник

Мы познакомились с Бахыт в 2012 году, во время съёмок посмертного документальном фильме о Молдакуле Нарымбетове, где мы с ней выступали помощниками режиссёра Ирины Моты. Затем мы вместе участвовали на выставке в фонде Первого Президента.

Ее творчество отличалось без компромисностью и большим мастерством. Она знала когда хочет что-то написать и когда она этого не хочет делать. Это для меня показатель искреннего отношения к делу. Еще, на мой взгляд, она была именно художником, в полном смысле этого слова, поскольку для нее жизнь и была неким перформансом и объектом иронии.

Она была другом, наставником и старшей коллегой для меня. Её взгляды на окружающий мир и её советы, очень сильно повлияли на мою призму восприятия искусства в целом. Её последние годы показали то, как несмотря ни на какие недуги, ты должен жить полной жизнью и быть воином света. Она оставила после себя много дельных советов своим коллегам и тем, кого очень любила. Ее наследие еще будет оценено по достоинству. Время покажет.

Редакция Art of Her приносит соболезнования родным и близким Бахыт Бубикановой.

Обложка: Aspan Gallery.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *