Новости

Урбанистическое язычество: в Караганде открылась выставка Любови Гуменюк

14 декабря в Карагандинском областном музее изобразительных искусств открылась персональная выставка Любови Гуменюк «Урбанистическое язычество». 

Любовь Гуменюк – художник-исследователь, автор карагандинской экспериментальной платформы «Гражданин Художник». Работает в стиле примитивизм, который определила для себя сама.

«Урбанистическое язычество» – это завершающий этап проекта по исследованию концепции любви. Проект начался с выставки «Устройство мира одичавшей женщины» четыре года назад и завершился выставкой «Урбанистическое язычество». Художник и автор проекта Любовь Гуменюк в течение нескольких лет изучает вопросы: «Что такое культ любви? Насколько это возможно: познать любовь, как что-то существующее вне человеческих взаимоотношений? Что могло бы называться тотальной нелюбовью?». В процессе поиска ответов, создает свои объекты, живопись, скульптуру и вышивку.


Экспозиция выставки состоит из более 20 работ в техниках живопись, вышивка, коллажи и малые глиняные скульптуры. Для сотворения личного мифа Любовь Гуменюк обращается к своим детским рисункам, и использует альбомы, с которыми работала в раннем детстве. Акцент выставки поставлен на авторский фильм карагандинской видео художницы Олеси Киссер. Это взгляд на исследование со стороны, работа с темой и автором. Куратором выставки выступила Лариса Карчевская. 

Выставка построена по принципу внешнего и внутреннего круга, и разделена на серии: Внешний круг экспозиции – это стены музея, которые обозначают мировоззрение художника, ее картину мира и размышления о любви привычной из детства семьи. Внутренний круг – «Артефакты детства», сокровенный единоличный мир автора.

«Урбанистическое язычество» помещает зрителя в уникальный миф, с оригинальными символами и персонажами, предлагает сконцентрироваться на любви и поразмышлять о её концепции.

Серия Красный марс. Черновики – это важная часть в исследовании художника. Здесь появляются персонажи, символы, взаимоотношения. В черновиках впервые появляется минотавр – он олицетворяет внутреннее духовное устройство. В черновиках видна концепция партнерской любви, как не взрослеющая эротическая любовь.

На центральной стене детство героя. Автор рассматривает героя, как внутренний духовный путь человека – это познание человеком его мировоззрения «Внутреннего Я», поиск предназначения в жизни и осуществление своего предназначения. Человек должен искать это геройство в себе и получать первый импульс в детстве через семью, первые истории с другими героями; через первое творчество и первое понимание бога.

Во время исследования темы, художница использует собственные символы, называя их языческими: «Человек на коне» — переходящий персонаж, необходимый для размышления. На нём строится всё. Он – герой. Автор не представляет мир без героя. «Принцесса в красном платье» — это Incubus — Демон вожделения, главный персонаж этой темы. Символ любви, которая не перерастает эмоции и страсти, будто не взрослеет, «Детская лошадка» — красный конь войны. Как закономерный символ нелюбви.

 «Многие персонажи в работах появляются из черновиков, над которыми я много работаю. В моих личных символах закодирован текст, ответы и вопросы. Это очень долгий период сбора информации. Я поняла, что любовь точно существует. Это явление придумано не человеком, и существует вне мироздания. Человек-личность на протяжении всей жизни испытывает 5 стадий любви. Когда она проходит через эти стадии – она становится божественной. Многие не проходят стадию взрослой партнерской любви. В современном мире идет пропаганда партнерской любви и продолжения рода, а нужно продвигаться дальше, и любовь должна расти. Любовь к мужчине, богу, работе – это одна идущая многослойная любовь. Любовь к себе – это понимание своей миссии и предназначения. Я все ещё нахожусь в поисках», — поделилась Любовь Гуменюк.

В рамках проекта совместно с карагандинской видео-художницей Олесей Киссер было снято три фильма о любви, культурном коде региона и персонажах художника: «Степь и МоМА»; «Освобожденная культура» и «Лабиринт». 

«Поиск культурного кода современной Караганды привел меня к Оруэллу: Мы мини версия антиутопии с тихой, мечтающей сбежать интеллигенцией. Мне пришлось признать, что КарЛАГ сформировал культурно-социальный слой, влияющий на искусство и людей. За полвека люди пытались осмыслить сталинские массовые репрессии и их последствия много раз. Но влияние КарЛАГа на современных художников и креативный сектор экономики не исследован. Я нашла связь между поиском русской аутентичности и художественными исследованиями некоторых современных карагандинских авторов. Связи интуитивные, и их видят кураторы из России, которые работают в теме «русскости». Это наследие сосланных в КарЛАГ советских деятелей, которое надо принять как часть культурного кода города», — поделилась куратор проекта Лариса Карчевская в социальных сетях.

Выставку можно будет посетить до 24 декабря в карагандинском областном музее ИЗО. В будние дни с 10:00 до 18:00, в выходные с 10:00 до 17:00. Цена входного билета от 80 до 200 тенге.

Проект также представлен на онлайн платформе Artsteps (кликабельно)

Автор текста: Дмитрий Абрамов

Автор фото: Олеся Киссер

Сабира Оспанова

Экс-автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024