Современный мир диктует свои правила. Обилие информации, доступность ресурсов, где каждый человек может получить массу знаний. Но наряду с прогрессом мы сталкиваемся с избытком не полезных, порой даже разрушающих знаний. Как защитить себя от потока отрицательной информации и воспитать в себе чувство прекрасного? Именно с этим вопросом столкнулась Валерия Ибрагимова — искусствовед и по совместительству мама троих детей.

Испокон веков искусство взращивало в человеке любовь к миру, к прекрасному. Искусство воспитывает эстетический взгляд, формирует человека как личность гармоничную, рассуждающую. И ведь не даром каждый заботливый родитель, будь то современная мама или античный отец старались с самого детства знакомить своего ребенка с миром искусства. Детей обучали музыке, творчеству, в наставники искали лучших философов. Сейчас мы ищем лучших репетиторов, стараемся посещать музеи, музыкальные представления. И из века в век мы преследуем одну цель — воспитать гармоничного ребенка, который сможет мыслить, видеть прекрасное в окружающем мире и смотреть на новый день через призму любви.

Так чем же должна руководствоваться современная мама, выбирая для своего дитя эстетическое развитие? Разбираться с этим вопросом нам помогал известный русский художник, теоретик искусства и гений своего времени — Дмитрий Гутов.

Дмитрий автор множества статей по теории искусства и творчеству великих мастеров. Работы художника можно найти в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Центра современного искусства Луиджи Печи в Прато и Центра Помпиду в Париже и др.

— Дмитрий, как вы считаете, должен ли быть контроль родителя при знакомстве ребенка с миром искусства? 

— Безусловно контроль должен быть.

— Обилие агрессивной информации среди доступных ребенку ресурсов сильно влияет на неокрепший разум. Те же фильмы, мультики, картины с элементами насилия, музыкальные произведения. Как оградить от этого детей? 

— В моем доме нет телевизора. Я оградил себя и своих детей от информационной пропаганды. Мои дети никогда не смотрели телевизор, вообще никогда. Они смотрели то, что мы им показывали, то что стоит в шкафу (прим. автора: у Дмитрия собрана богатая коллекция произведений классической литературы). И внуки, кстати, то же самое. Мы сами выбираем какую информацию допускать до умов наших детей.

— А что касается произведений искусства? Иногда мы с детьми посещаем музеи и некоторые картины вызывают у меня, у взрослого человека, чувство тревожности, печали.

— В современном мире действительно очень много, даже я бы сказал бесконечное количество совершенно ужасных произведений. Такой опыт может быть безусловно травмирующим для детей с их открытым восприятием мира. И как родитель, я бы конечно, какие-то вещи просто не показывал до определенного возраста. От чего-то детей надо обязательно избавить. Это как с едой, ты же не будешь давать острый шашлык трехлетнему ребенку. Так же и с искусством. А самое главное это объяснить чем хорошее искусство отличается от плохого. Это дает противоядие против любой пропаганды и пр. На чисто эстетическом уровне. Если ты воспитываешь на хорошем искусстве, в музей к примеру отвела, книжку с добрыми картинками показала, у человека вырабатывается эстетическое отношение к миру. И когда он сталкивается с фальшью, пошлостью, у него организм биологически отторгает эту информацию.

— Правильно ли я понимаю, что мы должны максимально ограждать наших детей от травмирующего искусства? 

— Безусловно! Надо обязательно ограждать. Травмирующий опыт необходим человеку, но когда он может ему противостоять. А искалечить детскую некрепкую психику это минутное дело.

— Как прививать нашим детям эстетический взгляд на мир? 

— Посещать, музеи, классические, где отобраны действительно хорошие работы. Там есть жестокие сцены, естественно. Тот же Караваджо, но это искусство. Ты на них (прим.автора — на картины Караваджо) смотришь не как в жизни, где это ужасно, а ты смотришь на них через призму художника.

— Если раньше картинам давали объяснение, то у современного искусства — пустота. Понимайте как хотите. Как воспринимать такое искусство? 

— На самом деле все по-разному. Кто-то стремится объяснить, а кто-то говорит, действительно, просто воспринимайте. Нет такого закона, что в современном искусстве все на уровне интуиции. Но если ты понимаешь язык искусства, то объясняющие тексты просто не нужны. Ты понимаешь всю концепцию за одну секунду. Это чувство воспитывается объёмом изученной информации.

— Чем вы посоветуете наполнять детей, кроме классических, добрых и поучительных произведений искусства? 

— Природа, лес, то где душа наполняется красотой, а разум отдыхает. Мы должны научить наших детей видеть красоту, гармонию нашего мира, несмотря на всю суровость. Надо учиться смотреть на окружающий мир как художник. Это разумно. Даже в ужасном можно найти черты для понимания.

Мы не в силах сразу и глобально поменять мир. Но начав с себя, со своих детей, шаг за шагом выстроить новое поколение. Понимающее и принимающее тот мир, который они унаследуют.

Беседу провела искусствовед Валерия Ибрагимова

Полную версию интервью можно посмотреть по ссылке (кликабельно)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *