Статьи

Соблюдайте пустоту: мокьюментари-медитация Дарьи Спиваковой

Погрузиться в тишину своего внутреннего мира оказавшись напротив незнакомца (самого себя), чтобы раскрыть скрытую личность и нащупать тонкую грань между собой и ней, а также другими зрителями постановки.

Корреспондент Art of Her отправился на поиск ответов в новом иммерсивном перформансе Дарьи Спиваковой «Пóтлач тишины».

Оказавшись перед собой, что бы вы сказали себе?

«Пóтлач тишины» – это мокьюментари-медитация, практика разделенной тишины, в которой ваше личное сопровождается с личным другого зрителя. Интересно, что два абсолютно разных человека не мешают друг-другу в изучении себя, а наоборот оказываются связаны в поисках уединения.

Сам жанр «мокьюментари» предполагает псевдодокументалистику, но с настолько точными исследованиями, что порой невозможно отличить реальность от вымышленного пространства. Сама идея «Пóтлача тишины» органично вписывается в место его проведения – дом купца Шахворостова (ул. Назарбаева, 99), где в разное время находились консульства США и Франции. Именно последние сыграли важную роль в постановке Дарьи Спиваковой. По задумке автора, в доме обнаружили ящики с артефактами нечеловеческих агентов и инструкцией практики разделенного присутствия.

«Это об уникальном чувственном опыте, о ценности человеческого контакта, о безграничной экосистеме природы и всех живых существ, об осмыслении глобального социального контекста. Много о чём. Об отражении того что значимо сейчас именно для вас. И возможно, того кто напротив», — говорит о постановке Дарья Спивакова.

Интересно, что в постановке не задействованы актёры, за исключением проводника, который встречает и провожает зрителей. Во время процесса практики, зрителей сопровождает голос, который воспринимается как «внутренний голос» каждого из участников.

Практика разделенного присутствия

Фотография предоставлена Дарьей Спиваковой

Основное действие спектакля проходит в пристройке дома на ул. Назарбаева, 99, где в своё время алматинцы получали визы во Францию. По одну сторону зеркального стекла находишься ты, по другую – другой участник перформанса. Но в ходе практики разделенного присутствия, это стекло меняет свой изначальный смысл и становится метафорой.

«Физическое зеркальное стекло в какой-то момент становится холстом, зеркалом, отражением, окном, экраном, порталом, картиной, железным занавесом, гладью воды… это оказался очень емкий и своевременный образ, вбирающий рефлексию о наших отношениях с самими собой, друг-другом, виртуальностью, государственными структурами, о ковидном периоде, об актуальной гео-политической ситуации. С той стороны зеркального стекла — это цитата из стихотворения «Первые свидания» Арсения Тарковского, это строчка из песни Бориса Гребенщикова. Я чувствую в этих текстах особую магию и особенный трепет контакта с реальностью через эти строчки. Будто в них снова так отчётливо отражаются признаки нашего времени и мечты о возвращении в прекрасное», — рассказала Дарья Спивакова.

«Пóтлач тишины»

Фотография предоставлена Дарьей Спиваковой

Пóтлач – это традиционная церемония демонстративного обмена дарами у индейцев Северной Америки. В постановке предметами потлача выступают листочки, гербарий, камни, травы – всё это отсылка к первозданному, к природе человека. Именно церемонию потлача выбрала Дарья Спивакова, чтобы наладить контакт и объединить участников практики в единый организм.

Всё это действие налаживается внутренней тишиной, которая несмотря на звуковое сопровождение оказывает сильное воздействие на всех зрителей.

«Я знаю что способность слышать тишину — это настройка когнитивных функций. Что тишина всегда со мной, внутри, нужно только настроить свой мозг прибывать в ней. Я как и все существо с несовершенной психикой, и иногда это удается, иногда — нет. И в мире так много прекрасных вещей, которые облегчают эту сонастройку. Я люблю свидания с природой — прогулки с горами и морем, красоту простых вещей, медленный созерцательный образ жизни, медитации, книги и музыку. Моя профессиональная деятельность — практика психотерапевта — это тоже путь исследования методов слышать тишину, быть её чутким проводником. И я вижу в этом одну из ключевых функций арт-терапевта — через практики движения и рисования, организовать среду и ситуации, которые делают встречи с тишиной возможными, которые позволяет ей проявить терапевтический ресурс», — подчеркивает автор Дарья Спивакова.

Ответы корреспондента

Фотография предоставлена Дарьей Спиваковой

В сеансе «Пóтлач тишины» принимает участие 10 зрителей, в чьей жизни эти 55 минут становятся важным этапом погружения в себя и незнакомца за стеклом. Это переосмысление ценностей и подчеркнутая важность слышать и быть услышанным в полной тишине.

Для корреспондента Art of Her иммерсивные перформансы занимают особое место в исследовании искусства, и «Пóтлач тишины» стал толчком к интимным открытиям внутреннего подсознания, которое так и сохранится за зеркальным стеклом собственного незнакомца.

Но готов ли местный зритель к таким экспериментам? Дарья Спивакова считает, что нужно взаимодействовать со зрителем, с позиции того, что он скорее всего умнее автора.

«Мои учителя всегда говорили мне относится к зрителю-читателю как к умному осознанному человеку, взаимодействовать с позиции, что он, скорее всего, умнее меня. Думаю, что дело не в каком-то уровне культурной подготовки, а в неслучайной случайности — насколько состояние Потлача Тишины совпадет с состоянием того, кто приходит в него.

Это как отношения с погодой или со стихиями, например, весенний дождь — он неплох и не хорош сам по себе, но иногда у кого-то встреча с ним может вызвать радость и восторг, а иногда у него-же или кого-то другого — негативные переживания несвоевременности и неуместности.

После показов моего предыдущего проекта «Утопия» я получила много трогательных писем, о том как это оказалось значимо и целительно для зрителей. Я никогда не рассчитывала заниматься популярным искусством и была удивлена количеством людей, в которых эта история откликнулась.

Еще, в своих произведениях я оставляю много слоев для погружения, много отсылок, и от того какой именно слой и сколько из них попробует зритель, как он себя чувствует и что происходит в его собственной жизни — сложится его уникальный опыт впечатлений.

И зритель может попробовать только вишенки с верхушки торта или раскусить состав всех коржей и прослоек — у него будет разное ощущение вкуса.

Может оказаться в сензитивно-чувствительном состоянии и набор тактильных контактов откроет для него дополнительную часть истории. Кто-то, может оказаться с похожим на мой поп-культурный и философский бэкграунд и декодированные гиперссылки, оставленные в звучащих текстах приведут его в новое пространство смыслов и семиотических связей. 

Но если человек находится в каком-то еще другом актуальном состоянии, от этого произведение не теряет — просто, для каждого, создается разный спектр возможных впечатлений», — отметила Дарья Спивакова.

Дарья Спивакова – художница, режиссёрка, композиторка, технолог тишины и арт-терапевтка. Создательница перформансов «Утопия» и «Утопия. Возвращение в сон».

Очередной сеанс «Пóтлач тишины» планируется с 12 по 15 мая, количество мест ограничено. Редакция Art of Her рекомендует.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024