«Мои учителя всегда говорили мне относится к зрителю-читателю как к умному осознанному человеку, взаимодействовать с позиции, что он, скорее всего, умнее меня. Думаю, что дело не в каком-то уровне культурной подготовки, а в неслучайной случайности — насколько состояние Потлача Тишины совпадет с состоянием того, кто приходит в него.
Это как отношения с погодой или со стихиями, например, весенний дождь — он неплох и не хорош сам по себе, но иногда у кого-то встреча с ним может вызвать радость и восторг, а иногда у него-же или кого-то другого — негативные переживания несвоевременности и неуместности.
После показов моего предыдущего проекта «Утопия» я получила много трогательных писем, о том как это оказалось значимо и целительно для зрителей. Я никогда не рассчитывала заниматься популярным искусством и была удивлена количеством людей, в которых эта история откликнулась.
Еще, в своих произведениях я оставляю много слоев для погружения, много отсылок, и от того какой именно слой и сколько из них попробует зритель, как он себя чувствует и что происходит в его собственной жизни — сложится его уникальный опыт впечатлений.
И зритель может попробовать только вишенки с верхушки торта или раскусить состав всех коржей и прослоек — у него будет разное ощущение вкуса.
Может оказаться в сензитивно-чувствительном состоянии и набор тактильных контактов откроет для него дополнительную часть истории. Кто-то, может оказаться с похожим на мой поп-культурный и философский бэкграунд и декодированные гиперссылки, оставленные в звучащих текстах приведут его в новое пространство смыслов и семиотических связей.
Но если человек находится в каком-то еще другом актуальном состоянии, от этого произведение не теряет — просто, для каждого, создается разный спектр возможных впечатлений», — отметила Дарья Спивакова.