Интервью

«Следующая культурная революция произойдет в арабском мире»: интервью с художницей Латифой Саид

8 июня в Almaty Gallery открылась первая персональная выставка арабской художницы Латифы Саид «Черный силуэт», которую курирует искусствовед Валерия Ибраева. Выставка стала первой арт-коллаборацией между Казахстаном и ОАЭ.

В центре «Черного силуэта» – ретроспектива, работы, созданные художницей с 2013 по 2022 год. Если первая работа «Плетение» отсылает нас к женщинам Ближнего Востока и уже ушедшей практике создания причесок, то последняя «Без названия (Исследование)» представляет два песочных кирпича, скрепленных специальными бактериями, над которыми художница работает совместно с учеными. При благоприятном исходе эксперимента, мы, возможно, получим новый строительный материал.

Латифа Саид – мультидисциплинарная художница. Ее медиумом выступает традиционный материал для арабской культуры – песок. Используя его, художница активно осваивает science-арт с помощью экспериментов, а также переосмысляет темы памяти, трансформаций общества и идеологии. Поэтому в работе «Номады» можно увидеть смещение бедуинской и европейской культур, в инсталляции «Путь» – архивацию памяти, в висящем ковре на натянутом канате – политическое напряжение, а в песочном произведении «Архив» – попытку сохранить или хотя бы запомнить ускользающее время.

Авторка Art of Her Данель Ходжаева поговорила с Латифой Саид о развивающейся арт-среде арабского мира, исследованиях художницы и роли современного искусства в постоянно меняющемся мире.


За последние десятилетия в ОАЭ произошли масштабные изменения – подъем в экономике, инфраструктуре, демографии и других сферах. Как это повлияло на арт-среду и коммьюнити?

Арт-коммьюинити и современное искусство значительно возросли в уровне и стали частью международного рынка. Сегодня Абу-Даби и Дубай – это самодостаточные центры искусства. За это время у нас появились институции, которые поддерживают развитие искусства: Лувр Абу-Даби, музей Гуггенхайма в Абу-Даби, Национальный музей шейха Зайда, Нью-Йоркский музей в Абу-Даби, который стимулирует развитие музыкальной, театральной среды. 

Помимо этого у нас также постоянно появляются низовые местные инициативы. Так, в моей студии я не только представляю работы, но провожу арт-резиденции для художников, встречи и так далее. Государственные и частные галереи, центры искусства, поддержка государства, выход на международный рынок – всё это позволило искусству ОАЭ окрепнуть за последние десятилетия.

Развитая среда, поддержка государства и различные институции позволяют укрепить роль художника в обществе. Расскажите, когда и как вы решили стать художницей. Это была мечта?

Это было больше, чем мечта – решение, которое я приняла достаточно рано. Я знала, что буду заниматься искусством до конца своей жизни. Мне всегда было интересно искать разные способы отражения своих идей и наблюдений, задавать себе вопросы о том, как быть инновационной художницей, как создавать работы со значением и отдавать что-то зрителю в ответ. 

Я до сих пор люблю исследовать, поэтому, скорее всего, и состоялась моя первая персональная выставка в Казахстане. «Черный силуэт» не только демонстрирует работы, но и прежде всего соединяет две культуры вместе. Казахстанский зритель получит свои впечатления, когда будет взаимодействовать с моими работами, а я увезу обратно в ОАЭ свой опыт из Алматы.

А как вы выбирали работы, которые представлены на выставке «Черный силуэт»?

Это было достаточно просто. Валерия посетила мою студию и сказала, что хочет всё. Настоящий челлендж! Я была очень взволнована, потому что в выставке представлены все работы, начиная с 2013 года и до 2022 года. Процесс сбора всей истории и соединения был очень интересным. Помню, что Валерия сказала, что идея выставки – развеять стереотипы, освободиться от предрассудков. Тогда мне казалось, что это прошлый век. Я сказала: «Валерия, это же устаревшая идея! Мы же уже осваиваем космос, Марс – какие предрассудки?», но она убедила меня в том, что они все еще есть. Так что выставка действительно направлена на то, чтобы разрушить представления людей о черном силуэте.

В искусстве вы выступаете не только как художница, но и как исследовательница. Расскажите, на чем строятся ваши исследования?

Хочется верить, что моя исследовательская работа строится на поиске фактов. Я работаю как археолог, но в арт-индустрии. Я много наблюдаю за окружающим миром, собираю впечатления и факты, исследую их прежде чем высказаться или создать что-либо. Это очень важный процесс. 

Сегодня вы работаете как с темой памяти, так и с сайенс-артом. Как вы начали работать с этими вопросами?

Это произошло естественно, с помощью наблюдений. Я наблюдала за трансформациями, думала, что же происходит в мире и старалась фокусироваться на том, что важно, что имеет значение. Кроме того, часто рассуждала о том, какую же роль занимает художник в мире. Художник – это столп цивилизации. Я считаю так. 

Быть художником – это ответственность. Ты можешь сделать так много с помощью творчества. Мне кажется, что художники тонко чувствуют все изменения, которые происходят сейчас. Сдвиг в моем творчестве произошел в момент, когда я поняла, что искусство – это будущее. Креативность – это будущее, особенно в эпоху диджитал революции. 

Если возвращаться к традициям и культуре. В Центральной Азии знания о культуре, традиционных практиках чаще всего передаются по материнской линии. Сегодня современные художники Казахстана отражают это в своем творчестве. Используете ли вы традиции семьи или женские практики для переосмысления?

Да, конечно. Один из объектов выставки – кресло и оттоманка – вдохновлен и создан по методике укладок, которые были популярны в моем детстве. Это была одна из самых модных причесок в ОАЭ среди женщин. Моя работа создана для того, чтобы почтить ушедшую практику – это оммаж. Мне также важно, что зритель может взаимодействовать с объектом, рассматривать, соприкасаться с ним, чтобы узнать и почувствовать больше. 

Если говорить о моей семье, то они повлияли на то, что я стала художницей. Никто в предыдущих поколениях не был художником, но, например, моя бабушка работала с ремеслом. Она была очень креативной. В детстве мы посещали музеи. Креативность и творчество всегда приветствовались. В моем обществе было понимание, что быть художником прекрасно.

Завершая нашу беседу, как, по вашему мнению, будет развиваться арт-среда ОАЭ?

Сегодня у нас есть современные художники, которые с помощью творчества говорят о памяти, о культуре, есть те, кто работает с наукой, а также диаспора, которая говорит об арабском мире. Нельзя сказать, что мы развиваемся только в своей среде, потому что искусство ОАЭ уже стало международным. Я верю, что следующая культурная революция произойдет в арабском мире. Почему? Потому что у нас есть сильные институции в виде музеев и образования, частных галерей, государственная поддержка и, конечно, богатая культура.

Всё это способствует тому, что арт-среда активно развивается. Кроме того, возрастает интерес к искусству художниц из ОАЭ. Если раньше стоимость их работ оценивалась ниже, то сегодня, благодаря коллекционированию, участию в международных выставках, их представленности, цены растут. Арабский мир активно представлен в современном искусстве, поэтому интерес к нему будет только расти.


Латифа Саид родилась в 1985 году в Дубае. Окончила Университет Зайеда (Дубай, ОАЭ) со степенью бакалавра в области искусств и наук в 2007 году. В 2019 году стала стипендиатом программы Sheikha Salama Emerging Artist Fellowship в партнерстве с Rhode Island School of Design в городе Абу-Даби. В 2021 году Латифа получила грант от Misk Art Institute в Эр-Рияде и приняла участие в групповой выставке «Under construction» в The Prince Faisal bin Fahd Fine Arts Hall в Эр-Рияде. Художница также стала финалистом конкурса Louvre Abu Dhabi Art Here Richard Mille Art Prize в 2021 году и приняла участие в групповой выставке «Memory, Time, Territory». В 2013 и 2015 годах Латифа Саид участвовала в программе Tanween от инкубато-pa Tashkeel в Дубае, ее работы были представлены на выставке «Middle East revealed» (куратор Wallpaper) в галерее Dray walk в Лондоне в 2014 году. Позже она выставлялась на «Middle East: Design Now» во время Лондонской недели дизайна в 2017 году. Работы также были представлены на выставке «UAE Design Stories: The next generation from the Emirates» во время Миланской недели дизайна в 2018 году. Ее работа «Braided» была упомянута в статье Джейн Холл «Woman Made, great women designers» в Phaidon. В настоящее время художница живет и работает в Дубае.

Данель Ходжаева

Постоянная авторка Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024