Categories: Статьи

Саодат Исмаилова и коллектив DAVRA: что представляет Центральная Азия на выставке documenta fifteen?

Documenta fifteen — международная выставка современного искусства, которая проходит каждые пять лет в Касселе, Германии. В этом году концепция выставки была задана индонезийским коллективом ruangrupa, которые решили переосмыслить слово lumbung («рисовый амбар»), символизирующее коллективность, щедрость и солидарность.

Одной из участниц documenta fifteen стала узбекская художница и режиссер Саодат Исмаилова. В рамках выставки она представила несколько видеоработ, включая новый фильм о женской ритуальной практике Bibi Sheshanbe. В публичной программе Саодат Исмаиловой также будет выступать инициируемый ею коллектив DAVRA. Его участницами стали 19 молодых мультидисциплинарных художниц из Центральной Азии.

В центре исследования Саодат Исмаиловой и коллектива DAVRA — образ мифологических духов-защитников чильтанов (чиль — 40, тан — тел), к которым обращаются во время древних практик исцеления и защиты. Представления о чильтанах можно также встретить на территориях Кавказа и Ирана, но в Центральной Азии они чаще упоминаются в женских молитвах и передаются устно из поколения в поколение.

Программа, подготовленная Саодат Исмаиловой, будет продолжаться в течение 100 дней — с 18 июня по 25 сентября. А в 40 самых жарких дней года — с 25 июня по 4 августа — DAVRA и приглашенные гости будут интегрированы в программу Саодат Исмаиловой, чтобы обращаться к коллективной женской памяти и переосмыслять образы чильтанов. Для этого они будут использовать различные практики: показы видеоработ, готовку, танцы, воркшопы, перформансы и выпуск специальной исследовательской публикации.

Мы поговорили с Саодат Исмаиловой и участницами DAVRA о представленных работах, опыте участия в престижной международной выставке и репрезентации женского опыта в Центральной Азии.

Саодат Исмаилова — режиссер, современная художница из Узбекистана.

Чильтаны — это мистические образы духов-покровителей в культуре Центральной Азии, которые могут приобретать разные формы живых и не живых сущностей, чтобы защищать и исцелять обращающихся к ним людей. На самом деле не существует четкого определения, потому что они прежде всего связаны с духовным пониманием мира, который невозможно структурировать в определенную форму. В одном описании сказано, что если Земля движется слишком быстро, то чильтаны маршируют в обратную сторону, чтобы привести ее в правильный ритм.

Чильтанов связывают с сокровенным числом 40, но, на мой взгляд, это образ, которым описывают коллективность и единство: Али-баба и 40 разбойников, 40 дней и ночей и так далее. Я много лет исследую память предков и значение сороковицы в Центральной Азии, особенно в женских ритуальных практиках, поэтому в documenta fifteen решила совместно с DAVRA размышлять об этой теме с помощью разных форм искусства: фильмов, музыки, поэзии, перформансов, арт-объектов, практик приготовления пищи.

Во время исследования темы чильтанов я думала о том, кто же может символизировать их сегодня, а потом поняла, что это молодые художницы. Если приземлить идею мистических духов, которые сохраняют культуру, то ими станут люди — арт-деятельницы, которые обращаются к памяти предков и трансформируют ее в искусство. Они, как и чильтаны, являются носителями местного знания и культурного кода. Мне очень важно, что все они представляют наш регион, потому что участие в documenta fifteen — это возможность не идти всецело за западной культурой, а попытаться вовлечь других людей в духовный мир Центральной Азии.

Kokonja — художница, саунд-артистка из Казахстана.

Работа Mai Ene, которую я буду представлять, тесно связана с моей женской линией. Это инсталляция с объектами из войлока. Рядом с крутящейся вокруг своей оси инсталляции будет расположен войлочный коврик, на котором можно будет расположиться, ощущать руками материал и слушать казахские колыбельные. Мне хочется, чтобы работа погрузила зрителей в «қоңыр» — медитативное состояние, к которому стремились ақыны и күйші. Это можно почувствовать в повседневной жизни, когда, например, наблюдаешь за заходом солнца в степи, чувствуешь легкий ветер, и испытываешь какой-то особенный контакт с настоящим.

«Қоңыр» важная часть казахской философии, которая отражает зарождение мира и имеет фонетически такие же истоки, как и слова қан, құт, аруақ, ақын, кiндiк (кровь, благо, духи предков, акын, пуповина). Мне кажется, что нам важно говорить о национальной философии, которая пришла не в качестве европейской идеи, а зародилась самостоятельно на нашей земле, то, что мы узнаём от наших мам и бабушек. В силу разных причин мы пропустили что-то из прошлого, поэтому в современном искусстве я пытаюсь отразить эстетику мыслей и традиций наших предков. В то же время Mai Ene — это обращение к моей бабушке. Я никогда не видела ее, но память о ней осталась благодаря ее войлочными коврам. Войлок словно имеет память и передает её мне. Можно сказать, что эта работа и процесс валяния войлока для меня – возможность говорить одновременно о ней и с ней. А колыбельная, которая будет доноситься от инсталляции, состоит из голосов моих подруг, которые напевали казахские песни, когда укладывали детей. Мне важно, что благодаря участию в DAVRA я могу показать, какая она, женская энергия в Центральной Азии. Сегодня в странах ЦА многие женщины оказываются обесцененными и незащищенными. Я хочу верить в то, что ощущения, полученные от моей работы, помогут нам вернуться к началу.

Зумрад Мирзалиева — документалистка из Узбекистана.

Фото из личного архива

Опыт участия в DAVRA отличается для меня тем, что мы относимся друг к другу очень бескорыстно — поддерживаем во всех проектах, вдохновляем и открыто делимся мыслями, переживаниями. Благодаря теме чильтанов мы можем самостоятельно рассказывать о женском присутствии и практиках в Центральной Азии, потому что у многих, конечно, существует представление о нас как об угнетенных мужчинами. Я не отрицаю этих проблем, но мне кажется, что нужно говорить и о девиктимизации женщин. Я часто обращаюсь к этой теме и рассматриваю борьбу женщин за права — принудительная ли это история, созданная из-за давления и несправедливости, или проявление внутренней воли?

Мы сталкиваемся с огромной дискриминацией, но в то же время это не то, из чего мы состоим. Представление женщин должно исходить из их голоса, а не с позиции мужского мира. Видеоработа, которую я представляю на documenta fifteen, тоже говорит об этом. «Автономия» — это восьмиминутный фильм-диптих: одна часть была снята в Самарканде в пещере Довуда (Давида), в которую приходят девушки, чтобы просить о фертильности, а во второй части записан обряд, когда в комнату молодоженов запускают детей, тем самым желая, чтобы у них было большое продолжение рода.

В фильме я попыталась отразить исключительную детородную функцию женщин, часто лишенных в глазах общества на собственное право принимать решение о беременности. Я и сама столкнулась с этим сразу после замужества — казалось, что родственники ждут этого, не оглядываясь на мое мнение. Думаю, с этим сталкиваются многие женщин из Центральной Азии, поэтому это одновременно личное и коллективное переживание.

Диана Рахманова — художница, кураторка из Таджикистана, основательница культурного центра «Кудук» в Кыргызстане.

Фото: Дильда Рамазан

Я участвую в нескольких направлениях: в детской программе провожу воркшоп по созданию таджикских кукол (лухтак) из дерева и ткани, а в публичной — готовлю традиционный таджикский плов. Также мы создали публикацию с именами Пари, где я, как и мои колежанки, разработала иллюстрации. Говоря о готовке еды, важно отметить, что я не рассматриваю приготовление плова как просто прием пищи. Еда создает возможности культурного обмена и социальных диалогов, поэтому для меня это больше художественный язык. Традиционные куклы тоже не только служат декоративным элементом, а имеют важный культурный и исторический аспект — считается, что лухтак забирает темную энергию, сглаз и болезни. Раньше существовала традиция, что если ребенок заболевал, родители намеренно делали куклу, заговаривали ее и бросали в реку — вода уносила вместе с куклой и болезнь ребенка.

Я стараюсь создавать все проекты только после того, как пропущу их через свой опыт и переживания. Поэтому мне важно, что в documenta fifteen буду представлять Таджикистан, несмотря на то, что несколько лет живу и работаю в Кыргызстане. Таджикская культура — это то, с чем я чувствую большое созвучие. Все мои проекты обращены именно к ней, включая последнее исследование о гражданской войне 90-х. В рамках этого проекта я создала спектакль «Аккорд», который был представлен публике с апреля по сентябрь 2021 года в Кыргызстане и Украине. Помню, что в канун премьеры на кыргызско-таджикской границе снова случился конфликт и тогда я поняла, что тема войны она не только про 90-е и что-то далекое, забытое. Военные конфликты они сопровождают нас и сегодня.

Для меня очень ценно является частью проекта Саодат Исмаиловой и находиться в составе коллектива DAVRA, так как это объединяющий процесс, где мы все вместе представляем нашу локальность, Центральную Азию. Мне кажется наши страны все во многом похожи как культурно, так и локально. Так, когда я изучала историю прикладного искусства Дарваза (Памира), наткнулась на элементы курака, которые создавались жителями высокогорных регионов. Тогда поняла, что традиция курака близка не только кыргызам. В разное время многие элементы создавались совместно с разными этническими группами, например, кыргызскими памирцами и таджиками.

Беназир Ибраимова — художница, поэтесса из Кыргызстана.

Фото из личного архива.

В documenta fifteen я приготовила работу Feeding Spirits («Кормление душ»), которая состоит из коллективного перфоманса готовки ритуального хлеба «жети нан» и видео-поэзии в комнате с дасторконом, где можно отведать свежеприготовленный ритуальный хлеб. Суть обряда в том, чтобы почтить память предков, попросить благословения, вспомнить о них и только потом приступить к трапезе. Самое интересное, что вознесение запаха во время готовки питает предков, являясь своего рода «пищей». Важно понимать, что приготовление еды — это не просто разделение пищи с кем-то, а коллективный опыт, проявление заботы, щедрости и взаимопомощи. Такой ритуал олицетворяет бессознательную и сильную связь с поколениями.

Иллюстрации Беназир Ибраимовой

В детстве мы с семьей часто собирались с родственниками несколько раз в год, вспоминали дедушку и бабушку, коллективно готовили, поэтому я решила обратиться к этому опыту. Также большим толчком для написания стихов послужили таинственные истории о дедушках и бабушках, которых я, к сожалению, не застала.

Во время подготовки к выставке мы собирали разную литературу о теме чильтанов, обрядах, определяя, какие аспекты близки каждой из нас. Затем размышляли над тем, что мы можем представить на выставке. Исследуя этот мир, я открыла для себя глубокую философию нашего региона, полную поэзии, завораживающей мистики. Для меня участие в DAVRA стало отправной точкой, когда творческая энергия и память о предках смогли соединиться в единый пазл. Несомненно, участие нашего коллектива в documenta fifteen, который является неким мостом между Западом и Востоком, откроет двери в духовный, медитативный мир Центральной Азии.

Мунис Джураева — современная художница из Узбекистана.

Многие участницы коллектива DAVRA обращались к мамам или бабушкам для переосмысления ритуалов, связанных с присутствием чильтанов, но у меня не было такого тесного опыта. Помню, когда была совсем маленькой, несколько раз бабушка проводила ритуал с использованием хлеба для лечение телесного недуга, где можно было рассмотреть древние традиции, но сейчас это практикуется всё реже.

В результате я решила сделать оберег из текстиля в технике soft sculpture — Tumor. Это коллективный перформанс, где мы с участницами DAVRA будем вручную сшивать оберег, который состоит из 40 абстрактных форм, олицетворяющих 40 имён Пари. Мы будем использовать ткани из Узбекистана которые долго хранились в сундуке моей мамы и были переданы ей от моей бабушки. Мне нравится, что эта работа будет не просто олицетворять чильтанов, но и объединять нас с девушками, позволяя обмениваться энергией друг с другом.

На самом деле, тумор, на мой взгляд, тесно связан с идеей чильтанов. Он, как и невидимые духи, защищает нас и принимает различные формы. Тумор может быть любым: в виде треугольника на шее с сурой из Корана, маленькой сережкой, любой запиской. Формы и размеры не имеют значения, потому что важно только то, какую идею мы закладываем. При этом меня очень интересует то, что его функция осталась прежней. Несмотря на современность и доступ к разным услугам, мы все еще нуждаемся в невидимой духовной защите. Мне кажется, что это важная мысль — в культуре мы сохраняем только то, что нам действительно нужно.

Автор материала: Данель Ходжаева.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024