Современная абстрактная казахстанская живопись не могла бы состояться без уникального творчества Сабыра Мәмбеева. История искусств Казахстана знает много имен, сформировавших казахскую живопись такой, какой мы ее знаем сегодня: с бескрайними степями, видами из юрты, с людьми, воплощающими дух и культуру нации. Творчество Мәмбеева можно охарактеризовать как искусство, изменившее отношение к решению живописно-пластических задач в изобразительном искусстве республики.
Рассказывает искусствоведка и научная сотрудница Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, авторка колонки Art of Her «Открывая Казахстан» Акжаркын Кумарбаева.
Что нужно знать о художнике?
Сабыр Әбдірасылұлы Мәмбеев родился 1 мая 1928 года в селе Абай, Южно- Казахстанской области, в семье учителя. В 1929 году семья Мәмбеевых переезжает в Алма-Ату. Лишившись в раннем возрасте отца, а затем матери, мальчик воспитывался у бабушки Удыбаца. Помимо него, в семье Мәмбеевых было еще два старших брата и сестра. Детские годы художника пришлись на тяжелые годы войны, оба старших брата не вернулись с фронта. В 1942 году уходит из жизни и бабушка, которая с детства делала для него все и взращивала в будущем художнике внутреннюю опору.
В том же году Сабыр Мәмбеев поступил в Алматинское художественное училище им. Н.В. Гоголя. Окончив учебу, молодой человек, полный решимости, едет поступать Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Академии Художеств СССР. По завершении учебы в 1953 году, художник, обладая ясным представлением о своем будущем творческом пути, возвращается на родину. По воспоминаниям самого художника, преподаватели видели в нем мастера с большим потенциалом, которому требовалось лишь упорство для достижения успеха. С этой задачей Сабыр Мәмбеев однозначно справился, неустанно работая до самого конца своей жизни.
Сразу после возвращения в Алматы, до 1956 года, он преподавал в Алматинском художественном училище им. Н.В. Гоголя. А в 1956 году стал Членом Союза художников Казахстана и Союза художников СССР.
Как смотреть работы Мәмбеева?
Изучая изобразительное искусство Казахстана, сложно представить его без имени Сабыра Мәмбеева. Все его полотна несут в себе понятие цельности, единства и гармонии живописного произведения. Двуплановость этих понятий в творчестве художника становится очевидной с первых работ — «В горах» (1957), «Откочевка» (1959), «В пути» (1963) и других.
Личность с особым взглядом на живописные задачи, Мәмбеев принес в казахстанское искусство уникальный стиль, оживив его своим видением и энергией.
В своем стремлении создать особый мир, Сабыр Мәмбеев поместил степь и жизнь казахского народа в особый формат, где реальность преобразуется, приобретая иную форму, превращая сиюминутное в длительность, вкладывая в произведение философскую категорию.
Важным для художника становится восприняв богатство окружающего мира, проецировать его сквозь собственный мир, где сама суть познается в истинном воплощении. В его работах нет четких граней, здесь есть лишь узнаваемый образ, который мгновенно воспринимается тем, кто видел эти бескрайние степи, смуглые лица в тени юрт. Цвет жгучей травы в знойной степи, где ощущаешь горячий воздух на лице, становится великолепным переходящим оттенком зелени на картине, который передает атмосферу живой природы, и ощущения тепла, и света.
Рассматривая темы выбранные художником, можно отметить несколько, которые особенно его волновали.
В юрте. И за ее пределами
Казахская юрта, вдохновляла не одно поколение художников: жилище в степи — эта мини-вселенная с тысячей цветов, форм и световых нюансов, где каждый элемент, от орнаментов до конструкции, являет собой гармонию и эстетику.
В дипломной работе «На жайлау» 1953 года, как отправной точке в пути поиска собственного стиля, мы видим усвоенные художником академические навыки, которые стали основой для последующего творческого развития и формирования уникального художественного языка.
Женские портреты
Весьма широкий спектр женских образов представлен на полотнах художника: от лиричной «Дочери чабана» 1971 года, с нестандартным размещением портретируемой, в величественно восседающих в просторах степи казашек в «У юрты» 1958, «Откочевка» 1959, до проб пера в ню «Утро» 1967, «Обнаженная» 1967. В своих дальнейших экспериментах, таких как «Обнаженная» 1970 и «Обнаженная» 1973, мы видим, как художник все более тонко передает телесность и нежность в своих работах, используя утонченные линии и создавая контраст с яркими цветами, изображенными на фоне. Тело при этом приобретает еще большую выразительность, словно оживая на холсте.
Двое
В изобразительном искусстве в портретах важна не только точность изображения, но и то, насколько глубоко художник способен увидеть и передать внутренние состояния моделей. Сабыр Мәмбеев преуспел не только в создании нестандартных форм, но и в точной психологической характеристике персонажей. Художник находил особую потребность в изображении дуэта – «Двое», «Строительницы» 1966, «Сестры» 1968, «Мальчики в юрте» 1969, «Брат и сестра» 1965, «Девочки-доярки» 1969, «В моем городе» 1960. Не смотря на фигуры людей на дальнем плане, взгляд привлеклекает именно изображение двух девушек, и контраст созданный художником. Решение различных колористических задач всегда было основополагающим в творчестве Мәмбеева, который мог находить живописное решение как в поиске гармонии цвета, так и, прибегая к многоцветовой контрастности.
Творчество Сабыра Мәмбеева погружает зрителя в прошлое, в его внутренний мир, поиски, вопросы и ответы. Однако, картины его остаются свежими, полными жизни, вне времени, что является показателем истинного таланта.
«Необозримые просторы степей, колеблющиеся ритмы горных хребтов — писал сам художник – подсказывают нам особое построение композиции посредством чередования крупных планов, уходящих в безграничную даль».
Действительно, события в полотнах Мәмбеева всегда развиваются на первом плане. В композициях первый план объединен со вторым цветовыми, линейными ритмами, колористическими контрастами. Главное в полотнах художника, несмотря на конкретику изображения, — отсутствие бытовизма. Отсюда — тонкий лиризм его произведений, выполненных в невесомой манере с использованием изысканной фактуры. Тона, полутона, мазки, выступающие и уходящие вглубь, сродни национальной музыке и вместе с тем, содержат в себе европейские моменты художественного языка.
«Юрта», «Откочевка» — фрагменты жизненных ситуаций, которые он «приподнимает», уходя от пустой детализации, подчиняя ритму мазка, гамме цвета. Не иллюстрируя казахский орнамент, художник во всех своих произведениях применяет принципы восприятия орнаментальной композиции — взгляд зрителя движется от плоскости в глубину и обратно. Взаимосвязь между пространством и плоскостью в произведениях обязаны великолепному чувству — интуиции мастера.
Годовалый ребенок признан самым молодым художником-мужчиной в мире
Экоактивистка прикрепила плакат к картине Клода Моне в музее Орсе