Современная абстрактная казахстанская живопись не могла бы состояться без уникального творчества Сабыра Мәмбеева. История искусств Казахстана знает много имен, сформировавших казахскую живопись такой, какой мы ее знаем сегодня: с бескрайними степями, видами из юрты, с людьми, воплощающими дух и культуру нации. Творчество Мәмбеева можно охарактеризовать как искусство, изменившее отношение к решению живописно-пластических задач в изобразительном искусстве республики.

Рассказывает искусствоведка и научная сотрудница Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, авторка колонки Art of Her «Открывая Казахстан» Акжаркын Кумарбаева.

Что нужно знать о художнике?

Сабыр Әбдірасылұлы Мәмбеев родился 1 мая 1928 года в селе Абай, Южно- Казахстанской области, в семье учителя. В 1929 году семья Мәмбеевых переезжает в Алма-Ату. Лишившись в раннем возрасте отца, а затем матери, мальчик воспитывался у бабушки Удыбаца. Помимо него, в семье Мәмбеевых было еще два старших брата и сестра. Детские годы художника пришлись на тяжелые годы войны, оба старших брата не вернулись с фронта. В 1942 году уходит из жизни и бабушка, которая с детства делала для него все и взращивала в будущем художнике внутреннюю опору.

В том же году Сабыр Мәмбеев поступил в Алматинское художественное училище им. Н.В. Гоголя. Окончив учебу, молодой человек, полный решимости, едет поступать Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Академии Художеств СССР. По завершении учебы в 1953 году, художник, обладая ясным представлением о своем будущем творческом пути, возвращается на родину. По воспоминаниям самого художника, преподаватели видели в нем мастера с большим потенциалом, которому требовалось лишь упорство для достижения успеха. С этой задачей Сабыр Мәмбеев однозначно справился, неустанно работая до самого конца своей жизни.

Сразу после возвращения в Алматы, до 1956 года, он преподавал в Алматинском художественном училище им. Н.В. Гоголя. А в 1956 году стал Членом Союза художников Казахстана и Союза художников СССР.

Как смотреть работы Мәмбеева?

Изучая изобразительное искусство Казахстана, сложно представить его без имени Сабыра Мәмбеева. Все его полотна несут в себе понятие цельности, единства и гармонии живописного произведения. Двуплановость этих понятий в творчестве художника становится очевидной с первых работ — «В горах»  (1957), «Откочевка» (1959), «В пути» (1963) и других.

Личность с особым взглядом на живописные задачи, Мәмбеев принес в казахстанское искусство уникальный стиль, оживив его своим видением и энергией.

В своем стремлении создать особый мир, Сабыр Мәмбеев поместил степь и жизнь казахского народа в особый формат, где реальность преобразуется, приобретая иную форму, превращая сиюминутное в длительность, вкладывая в произведение философскую категорию.

Важным для художника становится восприняв богатство окружающего мира, проецировать его сквозь собственный мир, где сама суть познается в истинном воплощении. В его работах нет четких граней, здесь есть лишь узнаваемый образ, который мгновенно воспринимается тем, кто видел эти бескрайние степи, смуглые лица в тени юрт. Цвет жгучей травы в знойной степи, где ощущаешь горячий воздух на лице, становится великолепным переходящим оттенком зелени на картине, который передает атмосферу живой природы, и ощущения тепла, и света.

Рассматривая темы выбранные художником, можно отметить несколько, которые особенно его волновали.

В юрте. И за ее пределами

Казахская юрта, вдохновляла не одно поколение художников: жилище в степи  эта мини-вселенная с тысячей цветов, форм и световых нюансов, где каждый элемент, от орнаментов до конструкции, являет собой гармонию и эстетику.

В дипломной работе «На жайлау» 1953 года, как отправной точке в пути поиска собственного стиля, мы видим усвоенные художником академические навыки, которые стали основой для последующего творческого развития и формирования уникального художественного языка.

Сабыр Мәмбеев, «На жайлау», 1953 г.

Женские портреты

Весьма широкий спектр женских образов представлен на полотнах художника: от лиричной «Дочери чабана» 1971 года, с нестандартным размещением портретируемой, в величественно восседающих в просторах степи казашек в «У юрты» 1958, «Откочевка» 1959, до проб пера в ню «Утро» 1967, «Обнаженная» 1967. В своих дальнейших экспериментах, таких как «Обнаженная» 1970 и «Обнаженная» 1973, мы видим, как художник все более тонко передает телесность и нежность в своих работах, используя утонченные линии и создавая контраст с яркими цветами, изображенными на фоне. Тело при этом приобретает еще большую выразительность, словно оживая на холсте.

Сабыр Мәмбеев, «Откочевка», 1959 г.

Двое

В изобразительном искусстве в портретах важна не только точность изображения, но и то, насколько глубоко художник способен увидеть и передать внутренние состояния моделей. Сабыр Мәмбеев преуспел не только в создании нестандартных форм, но и в точной психологической характеристике персонажей. Художник находил особую потребность в изображении дуэта – «Двое», «Строительницы» 1966, «Сестры» 1968, «Мальчики в юрте» 1969, «Брат и сестра» 1965, «Девочки-доярки» 1969, «В моем городе» 1960. Не смотря на фигуры людей на дальнем плане, взгляд привлеклекает именно изображение двух девушек, и контраст созданный художником. Решение различных колористических задач всегда было основополагающим в творчестве Мәмбеева, который мог находить живописное решение как в поиске гармонии цвета, так и, прибегая к многоцветовой контрастности.

Творчество Сабыра Мәмбеева погружает зрителя в прошлое, в его внутренний мир, поиски, вопросы и ответы. Однако, картины его остаются свежими, полными жизни, вне времени, что является показателем истинного таланта.

«Необозримые просторы степей, колеблющиеся ритмы горных хребтов — писал сам художник – подсказывают нам особое построение композиции посредством чередования крупных планов, уходящих в безграничную даль».

Действительно, события в полотнах Мәмбеева всегда развиваются на первом плане. В композициях первый план объединен со вторым цветовыми, линейными ритмами, колористическими контрастами. Главное в полотнах художника, несмотря на конкретику изображения,  отсутствие бытовизма. Отсюда  тонкий лиризм его произведений, выполненных в невесомой манере с использованием изысканной фактуры. Тона, полутона, мазки, выступающие и уходящие вглубь, сродни национальной музыке и вместе с тем, содержат в себе европейские моменты художественного языка.

«Юрта», «Откочевка»  фрагменты жизненных ситуаций, которые он «приподнимает», уходя от пустой детализации, подчиняя ритму мазка, гамме цвета. Не иллюстрируя казахский орнамент, художник во всех своих произведениях применяет принципы восприятия орнаментальной композиции  взгляд зрителя движется от плоскости в глубину и обратно. Взаимосвязь между пространством и плоскостью в произведениях обязаны великолепному чувству  интуиции мастера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *