С 8 по 17 апреля в Алматы вновь происходили таинственные, почти шаманские ритуалы. Дарья Спивакова, создательница перформансов «Утопия» и «Утопия. Возвращение в сон», подарила горожанам новый проект — “Потлач тишины”. Это возможность хоть ненадолго оторваться от мирской суеты и насладиться тишиной. Однако тишина здесь не равна беззвучию. И хотя содержание спектакля не подлежит разглашению, мы попытаемся взглянуть без спойлеров.
«Потлач тишины» стал одним из первых событий для новой площадки — Дома купца Шахворостова, младшего брата Дома на Барибаева 36. Здание прошло разные воплощения: от купеческого особняка до сакрального места. Бывшие аудитории французского посольства добавляют перформансу колорита. “Потлач тишины” — иммерсивный перформанс, значит зритель вовлечен в происходящее наравне с актёрами. Если бы не одно «но»: актёров в «Потлаче» нет. Есть проводник, встречающий и провожающий гостей, и голос, сопровождающий на протяжении всего действа.
На спектакле зритель узнает сразу несколько новых терминов. С медитацией всё более-менее понятно — это процесс созерцания себя и окружающего мира. А вот потлач — это индейский обряд обмена дарами. История традиции древняя, но она продолжает быть актуальной и в наши дни. Самым авторитетным участником потлача считался тот, кто демонстративно сделал самый щедрый подарок. Хотя на это можно смотреть и с другой стороны — как на освобождение от ненужного.
Термин «мокьюментари» тоже не на слуху. Говоря иначе, это жанр — псевдодокументалистика. События подаются с документальной точностью, несмотря на то, что их никогда не происходило. Яркий пример из массовой культуры — «Вечер трудного дня», который вывел Битлз на телеэкраны. Фильм был постановочным, но зрители поверили, потому как в нем снялись сами музыканты. Пример из наших широт — передача Сергея Курехина, в которой он с серьезным лицом доказывал, что Ленин злоупотреблял мухоморами и сам в итоге превратился в гриб.
Как это относится к спектаклю? Зритель попадает в художественное пространство, созданное искусственно. Однако всё в нём — звуки, запахи, действия, текст — настоящее. Атмосфера создается из простых вещей: огня, цветов, листьев, воды. Каждый зритель создаёт историю самостоятельно. В этом и заключается прелесть подобных мероприятий: для каждого этот опыт уникален и своевременен. Зритель приглашается на свидание с самим собой и с человеком за стеклом. Однако даже находясь среди людей, он все равно остаётся один на один со своим внутренним “я”.
“Потлач тишины” — тактильный перформанс. Он построен на осязательных ощущениях и предлагает гостям “артефакты” — различные запоминающиеся мелочи. Следуя инструкциям, зритель отдает свои артефакты и получает чужие взамен, рисует, клеит, фиксирует. В начале и конце спектакля можно ознакомиться с впечатлениями участников, оставленными ранее.
Перформанс длится всего 55 минут, но за это время можно успеть очень многое. Почувствовать свои корни, уходящие вглубь земли и времени. Успокоиться, вдохнуть полной грудью. Довериться человеку рядом и почувствовать защищенность возле огня. Главное — настроиться на нужный лад и поймать волну. А остальное “Потлач тишины” делает сам.
Фото: Didar Kushаmаnov.
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…