Столица часто радует глаз ценителей искусства экспериментальными или мультимедийными выставками и август этого лета не стал исключением, потому что в выставочном пространстве “Platforma project room” открылся показ работ швейцарских художников Петера Эршманна и Саскии Эденс “Измерения времени”.
Platforma project room — экспериментальное выставочное пространство, которое начало свое функционирование в столице в ноябре 2018 года. Основателем проекта является искусствовед — Айгуль Ибраева. Чтобы понять что такое Platforma project room обратимся к ее словам:
Это место осуществления творческих проектов: экспериментов, исследований, выставок современного искусства. «Платформа» это площадка для обмена идей в рамках пересечения различных дисциплин, показывает различные точки зрения творчества авторов и сообщества.
На старте проекта Платформа проводила показ короткометражных фильмов, воркшопы с молодыми талантами в живописи и кино. Затем деятельность изменилась и стала более заточена на организацию выставок. На сегодняшний день Platforma project room проводит множество уникальных проектов, одним из которых стало сотрудничество с тандемом художников из Швейцарии, что вылилось в выставку “Измерения времени”.
В выставке “Измерения времени” представлены 6 мультимедийных работ на темы временности бытия, философии размышления о циклах, непостоянстве, изменчивости, отчужденности людей друг от друга. Эта выставка приурочена к 30-летнему юбилею дипломатических отношений между Швейцарией и Казахстаном и проводилась при поддержке швейцарского посольства.
Саския Эденс создает лунные календари, интересуется цикличностью и влиянием Луны на жизнь, а Петер Эршманн создает маятники с анимированными элементами и приводит во вращение объекты, подобно планетам в пространстве невесомости.
Петер извлекает из тысяч сделанных им фотографий сцены, предметы, людей, а затем собирает их в визуальные последовательности, помещая их в некое безвременное пространство. В обеих практиках можно найти круговые фундаментальные движения и связанное с ними понятие цикличности, бесконечности, связь с космосом, историей и временем.
Художники живут в разных городах. Саския живет в Базеле, а Петер в Берне. Однако так получилось, что темы, которые они исследуют: истории, философия, временные континиумы соединяются в яркий и глубокий тандем.
Петер например вылавливает предметы заинтересовавшие его в реальной жизни, людей, лица. Это могут быть простые рабочие и он вытаскивает их из фотографий и вставляет в виртуальное пространство и дает им новую жизнь, то есть они в этом двигаются и живут. То есть этот временной поток, который они сохраняют в виртуальном мире он тоже может стать дополнительной реальностью. Что значит этот отрезок времени, когда они летают и ползают. Они похожи на нас когда мы занимаемся своими повседневными делами, из таких отрезков тоже состоит вся наша жизнь. У Саскии Эденс тоже тема, что вся наша телесная и духовная жизнь связаны с космосом. Наша память, что мы думаем о прошлом отделяется от реальности. Она также глубоко исследует феминистическую тему, — поделилась куратор проекта и основатель Platforma project room Айгуль Ибраева.
Одна из самых глубоких работ, которая сразу встречает посетителей на выставке видеоинсталляция “Невидимый” Петера Эршманна. Художник в последнее время исследует тему одиночества людей. Почему люди стали больше закрываться друг от друга. Они автоматически делают свои дела и стараются сохранить свое пространство, чтобы друг друга не видеть. Каждый из них покрыт пеленой и живет своей жизнью. Автоматизм действий людей также связан с пространством и космосом. Это отсылает нас к философии Бергсона, что время не идет прямо, оно идет внутри нас и постоянно вращается в потоке. Его персонажи постоянно возвращаются в одно и тоже состояние.
Для меня было вызовом все это скомпоновать. Меня всегда вдохновляет город, обстоятельства и условия в которых люди живут. Например вот в этой работе я думал о том, как люди меняются сейчас. Что люди сейчас заняты телефонами сотовыми и приборами другими и мы не замечаем что сейчас происходит, — пояснил Петер Эршманн.
Здесь же рядом располагается работа Саскии Эденс “Mare Mitochondrium” с мукой. Здесь все идет в круге и в молоке. Молоко отсылает к теме значения женщины. Течение нашего цикла также является связью с космосом. Саския Эденс сравнивает связь матери и дочери со связью луны с землей. Во второй своей видеоинсталляции “Посевные стратегии”, которая была создана четыре года назад она затрагивает одну из глобальных проблем человечества — опустынивание городов.
Саския исследует опустевший город Шпицберген. Здесь была шахта и зерновое хранилище. Она исследует тему изменения времени этих городов. Делает серию перформансов, которые посвящены покинутой жизни, — объяснила куратор проекта и основатель Platforma project room Айгуль Ибраева.
В центре экспозиции темного пространства представлена на редкость яркая трехмерная композиция Петера “Компас”. В ней посетитель может увидеть набор дорожных и других предостерегающих знаков, которые практически предопределяют нашу жизнь и выстраивают путь по которому человек идет.
Эти мультимедийные работы швейцарского тандема можно увидеть на Platforma project room. Экспериментальная выставка “Измерения времени” продлится до 20 августа.
Адрес — г. Нур-Султан, ул. Достык 18, БЦ «Москва», 3 этаж, 309 зал
Даты и время посещения: 5 августа — 20 августа с 13.00 до 20.00 ч.
Вход свободный
Контакты галереи — 8 (702)- 254 — 66-25
Автор материала: Зарина Кусанова
Как прошла встреча «Доступное искусство» Art of Her & Настя Жарко
Открытие выставки «Размышления» международного женского фонда художниц в музее Кастеева