В начале месяца аукционный дом Christie’s объявил о первых торгах предметов из коллекции Розы де ла Круз, запланировав их на 14 мая в Нью-Йорке. Предаукционная выставка уже открыта в Christie’s Rockefeller Center с 4 мая. Чем же так примечательны эти торги? А тем, что Роза де ла Круз — одна из значимых коллекционерок Майями, скончалась в феврале 2024 года, и, как говорится: не прошло и полгода, как ее уникальное собрание уйдет с молотка.
Специально для Art of Her со-основательница Artmeken Gallery Гаухар Сатпаева разобралась с историей печального конца коллекции, которая стала одним из важных факторов развития Майами, как международного культурного центра, и примером для многих коллекционеров во всем мире.
В мировой практике есть очень много разных кейсов как и кому передавались грандиозные и не очень коллекции. Есть кейс завещанных Метрополитан музею богатейших коллекций американских меценатов. Например, коллекции Роберта Лемана и Нельсона Рокфеллера. Вопрос наследования между тогдашним директором The MET Томасом Ховингом (руководил музеем с 1967 по 1977 гг) и дарителями длился несколько лет. Условия были четкими и прописанными в договоре. Меценаты спонсировали строительство отдельных крыльев к основному зданию музея, которые получили названия по именам Лемана и Рокфеллера (тут нужно пояснение, что крыло Рокфеллера получило имя Майкла Рокфеллера, погибшего сына Нельсона). Томас Ховинг в своих блистательных мемуарах «Пусть мумии танцуют» откровенно описал, как он смог «заполучить» их коллекции в The МЕТ. С тех пор прошло полвека, инвестиционный банк Лемана обанкротился в кризис 2008 года, а построенное Робертом Леманом крыло музея до сих пор носит его имя. Работы из его коллекции увидело и еще увидит миллионы людей со всего мира.
Но есть и другие кейсы, один из них случился в этом году.
В феврале 2024 года в Майами скончалась 81-летняя американская коллекционерка кубинского происхождения Роза де ла Круз. Она была одной из ключевых фигур на арт-сцене Майами. Вместе с мужем Карлосом де ла Крузом она собрала огромную коллекцию современного искусства, открыв для нее музей в 2009 году площадью 30 000 футов² (9144 метра²). Также пара неоднократно входила в ТОП-200 самых важных коллекционеров мира по версии издания ARTnews. И, как настоящие коллекционеры, они поддерживали искусство и художников.
«Роза задокументировала XXI век с очень глобальной и целенаправленной точки зрения. Она не боялась собирать работы, посвященные в то время гендеру, идентичности, политике. Это сделало ее настоящим законодателем вкуса и лидером», — сказала изданию Artnet Изабелла Лаурия, руководитель вечерних распродаж Christie’s 21st Century.
Коллекция де ла Крузов насчитывает более тысячи предметов. Ценность собрания составляет несколько десятков работ американских художников кубинского происхождения – Феликса Гонзалеса-Торреса и Анны Мендьеты – и полностью отражает их практику. Также в их коллекции были работы современных американских художников: Кристофера Вула, Уэйда Гайтона, Стерлинга Руби. Музей де ла Крузов стал обязательным местом для посещения во время прохождения ярмарки Art Basel Miami Beach.
«Де ла Крузы были одними из наших величайших покровителей искусства. Они помогли изменить облик Майами и сделать его международным культурным центром», — сказал изданию Artnet коллекционер и режиссер Деннис Шолл.
В том же 2009 году в интервью The New York Times Роза де ла Круз сказала: «Каждый коллекционер должен понимать, что свою коллекцию нельзя взять с собой. Работы либо отправятся в учреждение, которое, возможно, не сможет их показать; вашим детям, которым они, возможно, не нужны; или в аукционный дом».
Через месяц после смерти Де ла Круз, ее многочисленное потомство из пятерых детей, семнадцати внуков и шести правнуков, решили продать коллекцию на аукционе Christie’s, а музей закрыть. К слову, сайт музея не работает с начала апреля этого года. Что будет со зданием музей общественности тоже неизвестно.
Наследники никак не комментируют такую быструю расправу с музеем и с коллекцией. Не знаю было ли какое-то завещание от покойной, но такое скоропалительное решение ее наследников говорит о том, что они не только не поддерживали ее страсть к искусству, но и то, что скорее всего она все завещала им. Возможно, если бы Роза де ла Круз оставила свое наследие государству, то музей и коллекция могли бы жить и развиваться дальше.
Продажу собрания Christie’s начнет уже 14 мая во время вечерних торгов в Нью-Йорке. По предварительной оценке, аукционному дому отошло произведений на сумму около $30 млн. Лоты будут варьироваться от $5000 до $5 млн. Представители Christie’s с марта разрабатывали специальную стратегию продаж и думали, продавать ли коллекцию целиком или разделить ее на части.
«Если коллекция интересная, грамотно собрана, в ней представлены какие-то известные художники или представлено творчество художника от ранних работ до поздних, то такая коллекция имеет большую ценность и будет дороже, чем ее отдельные части. По таким коллекциям можно оценить и проследить развитие художника. Если торги происходят на развитом арт-рынке, то возможно, ее могут купить и целиком. Может быть ее захотят приобрести даже крупные музеи. Если бы торги проходили на таком маленьком рынке, как Казахстан, то тут скорее всего пришлось бы дробить коллекцию», — говорит руководитель алматинского аукционного дома «BonArt» Максим Ткаченко.
Но сейчас стало известно, что стратегия продаж предполагает разделение собрания и продажу по частям, чтобы не наводнить рынок и не снизить окончательные цены.
«Около 200 работ из ее уникальной коллекции поступят в Christie’s в Нью-Йорке в мае этого года. Коллекция является свидетельством поразительной дальновидности и бесстрашия г-жи де ла Круз», — говорится в публикации аукционного дома в Instagram.
Судя по предаукционной выставке, на первый аукцион будет выставлено 26 работ. Одним из топовых лотов стала работа Феликса Гонзалеза-Торреса «Untitled (America #3)» с эстимейтом от $8 до $12 млн.
История коллекционерки Розы де ла Круз с одной стороны печальная. А с другой стороны мы понимаем, что собирала она свое собрание не из инвестиционных соображений, как многие сейчас рассматривают коллекционирование, а из действительной любви к искусству. Именно это мы понимаем, если перечитаем ее цитату из интервью The New York Times, которую я привела выше. С третьей стороны, если она знала, что после ее смерти никто из ее семьи не собирался продолжать и поддерживать ее начинание, то она могла бы позаботиться о том, чтобы ее собрание стало достоянием страны, как это сделали в начале 70-х годов Нельсон Рокфеллер и Роберт Леман. Кстати, в тех же мемуарах Томаса Ховинга я вычитала, что один из них на летних каникулах отправлял своего сына в Европу в обществе специально нанятых искусствоведов для повышения его образования в области истории искусства и понимания его значимости. Поэтому для тех, кто хочет начать собирать искусство и для тех, кто уже на этом пути, стоит задуматься заранее о том, что будет с вашей коллекцией после вас.
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…