Сухая, выжженная степь простирается на многие километры вперед. Где-то все же попадаются заросли, а кое-где видны остатки озер и рек. Семь поколений людей прошли этот путь в поисках лучшей жизни для себя и своих детей. Хотя на пути их ждали голодомор, война, вынужденная миграция и репатриация.
Все эти люди — предки одной художницы, Назиры Карими. Но это не «Жеті Ата», коих принято знать в Казахстане, а семь женщин по материнской линии. И даже несмотря на то, что память о них потерялась во времени, они многое значат для художницы. Девушка прошла путь «по их следам», – из Казахстана до Таджикистана и обратно, – и рассказала историю своей семьи так, как этого не делал еще никто до нее. Ей удалось отразить всю скорбь ее предков и целого региона в фильме «Ҳафта» (тадж. семь).
Он представлен в основной экспозиции 60-й Венецианской Биеннале «Foreigners Everywhere», курируемой Адриано Педроса. В этом году Назира стала единственной художницей из Центральной Азии, которую выставили в главной экспозиции самого значимого арт-события в мире.
Авторка Art of Her Мари Романова узнала у Назиры Карими о том, как создавался фильм и почему он так важен для всей Центральной Азии.
Назира Карими родилась в 1996 году в Таджикистане. В 2013 году вместе с семьей переехала в Казахстан, а позднее, в 2018 году уехала учиться в Австрию.
Карими является соосновательницей платформы Ruyò, участницей исследовательской группы DAVRA и коллектива MATA. Ее работы выставлялись как в Азии, так и в Европе. Из недавних проектов: Monographs 2023 (Asian Film Archive), Сингапур фестиваль goEast, Германия, Arkipel 2023, Джакарта и многие другие.
Основные темы ее фильмов – феминизм, деколониальность и идентичность.
Еще в школе Назира Карими поняла, что хочет заниматься искусством. После окончания школы она поступила в художественный колледж, где изучала сценографию и живопись.
«Не могу сказать, что у них была какая-то негативная реакция (у семьи – прим. ред). Сейчас семья активно поддерживает меня и мое творчество».
После окончания колледжа девушка поступила в австрийский университет Academy of Fine Arts Vienna, по специализации Media Art. Специфика факультета повлияла на количество времени, проведенное за работой над видеоматериалами. Так, Карими пришла к созданию собственных фильмов. Выбор страны был достаточно случайным – в Австрии бесплатное образование, да и к тому же, можно выучить язык уже находясь в стране. Однако это открыло девушке множество творческих возможностей. С началом учебы в Вене портфолио Карими пополнялось участием в престижных выставках современного искусства.
До семнадцати лет Карими жила в Душанбе, Таджикистан, а после – переехала в Алматы, Казахстан. Назира признается, что не любит разделять на таджикское и казахское искусство: «Все оно – центральноазиатское». Все потому что девушка считает себя человеком региона, а не одной страны. В своем творчестве, а также в обычной жизни Карими предпочитает смотреть на разные страны Центральной Азии как на общее целое.
«В детстве, когда мы ездили навещать родственников в Казахстан, то проезжали соседние страны. Я видела весь регион с очень раннего возраста».
Как заявляет сама девушка, Казахстан сильно повлиял на ее творчество. Во многом потому, что в Алматы существует уникальное и инклюзивное арт-сообщество, которое дало толчок в развитии художественного таланта. Сегодня Назира Карими является соосновательницей и участницей нескольких центральноазиатских художественных инициатив и платформ. Это позволяет ей активно выражать гражданскую позицию через творчество. Например, в 2020 году прошла (анти-) выставка MATA, которая стала первой публичной акцией молодого коллектива независимых деятельниц и деятелей искусства. На ней Назира представила свое видео «Come to Visit This House». Карими спела колыбельную песню, отталкиваясь от поверья, что человека можно «запрограммировать» на определенные действия, если говорить с ним о чем-то во время того, как он_а спит.
В следующем году коллектив МАТА провели интервенции в алматинском общественном транспорте. Назира подняла вопрос комфорта и безопасности в метро. А для проекта «Monographs 2023» от Asian Film Archive девушка создала фильм Apat. Он объединил исследования художницы о колонизации, постколониальном наследии и изучении собственного языка с нуля. Специально для этой работы Карими использовала видео из семейного архива.
Размышления о жизни женщин всегда присутствуют в работах художницы. Например работа «Izdeu» (каз. поиск), — положившая начало «Ҳафта», — рассказывает историю прабабушек художницы, начиная со старшей – кочевницы с берегов Сырдарьи. Фильм повествует о травмах и стойкости народов Сырдарьинской области. Усиливает эффект то, что тяжелая тема подается почти буднично – через подготовку дастархана к торжеству. Другой фильм – «Hazm Kardan Dushvor Ast» (тадж. тяжело переварить). В нём использованы кадры из семейного архива художницы, а также в кадре присутствует и сама Назира. Она делится рецептом таджикского плова на немецком языке.
По словам девушки она рада быть частью развития независимой художественной среды в Казахстане. Особенно ей важно то, что в Таджикистане тоже появляются разные независимые инициативы.
«Каждая из творческих инициатив, где я состою, по-своему стремится продвигать искусство, художественную среду и производство знаний в Центральной Азии. Но для активного развития искусства необходимы структурные реформы. Современные политические ситуации влияют на художников на всех уровнях жизни. Особенно это касается вопросов безопасности, свободы и трудовых условий. Это важная тема в моем искусстве. Могла ли ситуация отличаться от того, что мы имеем сегодня? Конечно!».
Два года назад в Италии проходила художественная резиденция в Fabrica Research Centre. Именно там Назира Карими и другие художники_цы изучали понятие «extinction» (англ. вымирание). Тогда девушка подумала о том, как уничтожались культуры, память целых народов и как все это перекликалось с вымиранием природной среды и вод в странах Центральной Азии. Так появилась идея повторить путь предков, задокументировать течение Сырдарьи и осушение вод региона, которая и привела к созданию фильма «Ҳафта».
Близкие отношения с мамой серьезно влияют на творческую деятельность Карими. Это чувствуется и в новом фильме «Ҳафта», ведь мама Назиры помогала ей в работе над фильмом. Так, они вместе прошли путь от Казахстана до Таджикистана и обратно, чтобы запечатлеть истории женщин по материнской линии.
«История моей семьи потеряна. Было очень сложно работать над фильмом из-за нехватки информации».
Как признается сама Назира, семь поколений – это достаточно продолжительное время, за которое в регионе произошло множество тяжелых событий, определивших его развитие. Именно эту масштабность и хотелось передать Карими в «Ҳафта».
Художница говорит, что в процессе создания фильма она воссоздала историю женщин своей семьи, опираясь на временные рамки, изучение шежіре, рассказы мамы и теть и исторические события, которые происходили в те периоды, когда ее предки жили в регионе.
«Мы все — продукты колонизации, для центральноазиатского искусства характерно размышлять на эти темы. Мы пытаемся вспомнить и понять. Мне было важно воссоздать 7 бабушек, чтобы понять откуда мы происходим. Но я придумала свою собственный рассказ о жизни семи поколений в «Ҳафта», поэтому на этом мои поиски семейной истории закончились. Они пришли к своему логическому завершению».
60-я Венецианская биеннале современного искусства (Biennale Arte 2024) – это международная выставка, которая организована La Biennale di Venezia и пройдет с 20 апреля по 24 ноября 2024 года в Венеции.
Впервые Венецианская биеннале была проведена в 1895 году, где были представлены работы художников из 16 стран. После Второй мировой войны выставка сыграла ключевую роль в развитии современного искусства.
Тема выставки 2024 года – «Stranieri Ovunque – Foreigners Everywhere». Фокус уделяется работам художников, которые переехали из Глобального Юга на Глобальный Север, а также художникам-эмигрантам, беженцам и членам диаспор.
Назира Карими отмечает, что тема миграции сегодня, как никогда актуальна – всюду экологические катастрофы и военные конфликты. Именно поэтому ей так откликнулась тема 60-ой Венецианской биеннале. Она попала на выставку через программу Biennale College Arte. Это инициатива для молодых художниц с двумя этапами отбора. После первого двенадцать из них поехали в венецианскую резиденцию, а четверых выставляют в главной экспозиции.
«Когда узнала о том, что прошла была очень рада и взволнована. А еще до открытия оставалось совсем мало времени, поэтому я как можно скорее приступила к работе».
Назира признается, что ее поразила огромная команда биеннале. Хотя особых сложностей при подготовке к выставке не было, – разве что, стресс, – замечает девушка.
«Участие в биеннале – это большое достижение для меня! Я надеюсь, что оно хорошо повлияет на мое будущее и как можно больше людей увидят мою работу».
Совсем скоро художница будет защищать магистерский диплом в Вене. И, как говорит сама Карими, we will see what comes her way.
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…