Статьи

«‎Мы — продукты колонизации» — художница Назира Карими о фильме «Ҳафта» и участии в 60-й Венецианской биеннале

Сухая, выжженная степь простирается на многие километры вперед. Где-то все же попадаются заросли, а кое-где видны остатки озер и рек. Семь поколений людей прошли этот путь в поисках лучшей жизни для себя и своих детей. Хотя на пути их ждали голодомор, война, вынужденная миграция и репатриация. 

Все эти люди — предки одной художницы, Назиры Карими. Но это не «Жеті Ата», коих принято знать в Казахстане, а семь женщин по материнской линии. И даже несмотря на то, что память о них потерялась во времени, они многое значат для художницы. Девушка прошла путь «по их следам», – из Казахстана до Таджикистана и обратно, –  и рассказала историю своей семьи так, как этого не делал еще никто до нее. Ей удалось отразить всю скорбь ее предков и целого региона в фильме «Ҳафта» (тадж. семь)

Он представлен в основной экспозиции 60-й Венецианской Биеннале «Foreigners Everywhere», курируемой Адриано Педроса. В этом году Назира стала единственной художницей из Центральной Азии, которую выставили в главной экспозиции самого значимого арт-события в мире.

Авторка Art of Her Мари Романова узнала у Назиры Карими о том, как создавался фильм и почему он так важен для всей Центральной Азии. 


О художнице

Назира Карими родилась в 1996 году в Таджикистане. В 2013 году вместе с семьей переехала в Казахстан, а позднее, в 2018 году уехала учиться в Австрию. 

Карими является соосновательницей платформы Ruyò, участницей исследовательской группы DAVRA и коллектива MATA. Ее работы выставлялись как в Азии, так и в Европе. Из недавних проектов: Monographs 2023 (Asian Film Archive), Сингапур фестиваль goEast, Германия, Arkipel 2023, Джакарта и многие другие. 

Основные темы ее фильмов – феминизм, деколониальность и идентичность. 


О том, как пришла к искусству

Еще в школе Назира Карими поняла, что хочет заниматься искусством. После окончания школы она поступила в художественный колледж, где изучала сценографию и живопись.

«Не могу сказать, что у них была какая-то негативная реакция (у семьи – прим. ред). Сейчас семья  активно поддерживает меня и мое творчество». 

После окончания колледжа девушка поступила в австрийский университет Academy of Fine Arts Vienna,  по специализации Media Art. Специфика факультета повлияла на количество времени, проведенное за работой над видеоматериалами. Так, Карими пришла к созданию собственных фильмов. Выбор страны был достаточно случайным – в Австрии бесплатное образование, да и к тому же, можно выучить язык уже находясь в стране. Однако это открыло девушке множество творческих возможностей. С началом учебы в Вене портфолио Карими пополнялось участием в престижных выставках современного искусства.


О творческой практике в Казахстане

До семнадцати лет Карими жила в Душанбе, Таджикистан, а после – переехала в Алматы, Казахстан. Назира признается, что не любит разделять на таджикское и казахское искусство: «Все оно – центральноазиатское». Все потому что девушка считает себя человеком региона, а не одной страны. В своем творчестве, а также в обычной жизни Карими предпочитает смотреть на разные страны Центральной Азии как на общее целое.

«В детстве, когда мы ездили навещать родственников в Казахстан, то проезжали соседние страны. Я видела весь регион с очень раннего возраста». 

Как заявляет сама девушка, Казахстан сильно повлиял на ее творчество. Во многом потому, что в Алматы существует уникальное и инклюзивное арт-сообщество, которое дало толчок в развитии художественного таланта. Сегодня Назира Карими является соосновательницей и участницей нескольких центральноазиатских художественных инициатив и платформ. Это позволяет ей активно выражать гражданскую позицию через творчество. Например, в 2020 году прошла (анти-) выставка MATA, которая стала первой публичной акцией молодого коллектива независимых деятельниц и деятелей искусства. На ней Назира представила свое видео «Come to Visit This House».​  Карими спела колыбельную песню, отталкиваясь от поверья, что человека можно «запрограммировать» на определенные действия, если говорить с ним о чем-то во время того, как он_а спит.

В следующем году коллектив МАТА провели интервенции в алматинском общественном транспорте. Назира подняла вопрос комфорта и безопасности в метро. А для проекта «Monographs 2023» от Asian Film Archive девушка создала фильм Apat. Он объединил исследования художницы о колонизации, постколониальном наследии и изучении собственного языка с нуля. Специально для этой работы Карими использовала видео из семейного архива. 

Размышления о жизни женщин всегда присутствуют в работах художницы. Например работа «Izdeu» (каз. поиск), — положившая начало «Ҳафта», — рассказывает историю прабабушек художницы, начиная со старшей – кочевницы с берегов Сырдарьи. Фильм повествует о травмах и стойкости народов Сырдарьинской области. Усиливает эффект то, что тяжелая тема подается почти буднично – через подготовку дастархана к торжеству. Другой фильм – «Hazm Kardan Dushvor Ast» (тадж. тяжело переварить). В нём  использованы кадры из семейного архива художницы, а также в кадре присутствует и сама Назира. Она делится рецептом таджикского плова на немецком языке. 

По словам девушки она рада быть частью развития независимой художественной среды в Казахстане. Особенно ей важно то, что в Таджикистане тоже появляются разные независимые инициативы.

 «Каждая из творческих инициатив, где я состою, по-своему стремится продвигать искусство, художественную среду и производство знаний в Центральной Азии. Но для активного развития искусства необходимы структурные реформы. Современные политические ситуации влияют на художников на всех уровнях жизни. Особенно это касается вопросов безопасности, свободы и трудовых условий. Это важная тема в моем искусстве. Могла ли ситуация отличаться от того, что мы имеем сегодня? Конечно!». 


О фильме «Ҳафта» и 60-й Венецианской Биеннале

Два года назад в Италии проходила художественная резиденция в Fabrica Research Centre. Именно там Назира Карими и другие художники_цы изучали понятие «extinction» (англ. вымирание). Тогда девушка подумала о том, как уничтожались культуры, память целых народов и как все это перекликалось с вымиранием природной среды и вод в странах Центральной Азии. Так появилась идея повторить путь предков, задокументировать течение Сырдарьи и осушение вод региона, которая и привела к созданию фильма «Ҳафта».

Близкие отношения с мамой серьезно влияют на творческую деятельность Карими. Это чувствуется и в новом фильме «Ҳафта», ведь мама Назиры помогала ей в работе над фильмом. Так, они вместе прошли путь от Казахстана до Таджикистана и обратно, чтобы запечатлеть истории женщин по материнской линии.

«История моей семьи потеряна. Было очень сложно работать над фильмом из-за нехватки информации». 

Как признается сама Назира, семь поколений – это достаточно продолжительное время, за которое в регионе произошло множество тяжелых событий, определивших его развитие. Именно эту масштабность и хотелось передать Карими в «Ҳафта».

Художница говорит, что в процессе создания фильма она воссоздала историю женщин своей семьи, опираясь на временные рамки, изучение шежіре, рассказы мамы и теть и исторические события, которые происходили в те периоды, когда ее предки жили в регионе.

«Мы все — продукты колонизации, для центральноазиатского искусства характерно размышлять на эти темы. Мы пытаемся вспомнить и понять. Мне было важно воссоздать 7 бабушек, чтобы понять откуда мы происходим. Но я придумала свою собственный рассказ о жизни семи поколений в «Ҳафта», поэтому на этом мои поиски семейной истории закончились. Они пришли к своему логическому завершению». 


60-я Венецианская биеннале современного искусства (Biennale Arte 2024) – это международная выставка, которая организована La Biennale di Venezia и пройдет с 20 апреля по 24 ноября 2024 года в Венеции. 

Впервые Венецианская биеннале была проведена в 1895 году, где были представлены работы художников из 16 стран. После Второй мировой войны выставка сыграла ключевую роль в развитии современного искусства.

Тема выставки 2024 года – «Stranieri Ovunque – Foreigners Everywhere». Фокус уделяется работам художников, которые переехали из Глобального Юга на Глобальный Север, а также художникам-эмигрантам, беженцам и членам диаспор. 


Назира Карими отмечает, что тема миграции сегодня, как никогда актуальна – всюду экологические катастрофы и военные конфликты. Именно поэтому ей так откликнулась тема 60-ой Венецианской биеннале. Она попала на выставку через программу Biennale College Arte. Это инициатива для молодых художниц с двумя этапами отбора. После первого двенадцать из них поехали в венецианскую резиденцию, а четверых выставляют в главной экспозиции. 

«Когда узнала о том, что прошла была очень рада и взволнована. А еще до открытия оставалось совсем мало времени, поэтому я как можно скорее приступила к работе». 

Назира признается, что ее поразила огромная команда биеннале. Хотя особых сложностей при подготовке к выставке не было, – разве что, стресс, – замечает девушка.

«Участие в биеннале – это большое достижение для меня! Я надеюсь, что оно хорошо повлияет на мое будущее и как можно больше людей увидят мою работу». 

Совсем скоро художница будет защищать магистерский диплом в Вене. И, как говорит сама Карими, we will see what comes her way. 

Мари Романова

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024