Categories: Новости

Между прошлым и будущим: казахстанский арт-рынок XXI века

В Советском союзе слово арт-рынок не так часто звучало, как сегодня. Хотя можно отметить, что механизмы этого столь нового явления все-таки присутствовали в то время. Это система гос.заказа и госзакупок для идеологической пропаганды ком. партии: портреты вождей политбюро, агитационные плакаты, декорирование интерьеров клубов передовых совхозов и колхозов, монументальные заказы в городской среде, мозаики, витражи и настенная роспись в сочетании с архитектурной средой советского времени.

Для Алматы все значимые объекты появились именно в те времена: Медео, гостиница Казахстан, Академия наук, цирк, театры, дворец спорта и другое. Регулирование рынка происходило на основе утвержденных гос.расценок, где были обозначены все виды художественных работ и стоимость согласно метража и материала. Художники того времени боролись за участие в гос.заказе, за получения звания и статуса, что несомненно давало им возможность хорошо зарабатывать и иметь некоторые льготы на недвижимость и в социальной сфере. Единственный негативный был тот факт, что художники, работающие на конъюнктуру правящей партии, были в более выигрышном положении, чем художники с самостоятельным творческим поиском. Это касается популярных сегодня в Казахстане художников шестидесятников. Многие известные сейчас творческие личности не могли продать в то время свои произведения, так как их творчество кардинально отличалось от утверждённого направления в искусстве Советского Союза.

Можно сказать, неплохо была организована работа творческих дач и домов творчества, баз отдыха, все они находились в курортных местах: в Подмосковье, на Иссык-Куле, на Черном и Балтийских морях. Художники ежегодно выезжали в творческие командировки, обменивались опытом, знаниями, интеграция искусства с участием художников Казахстана и мастеров из пятнадцати советских республик имела свою собственную значимость и статус. Выставки в выставочных залах Москвы считались пределом возможного, а зарубежные – тем более.

Что изменилось за эти двадцать лет?

Рассмотрим сегодняшнюю ситуацию в казахстанском искусстве со всех сторон.

Как это было во все времена, и в нашем искусстве есть конъюнктура и есть творчество. К сожалению, со вторым большая проблема, во всем мире – идет некий кризис идей. Мы все меньше видим креативного, интересного, восхитительного творчества и все больше искусства на потребу дня. Так называемое потребительское коммерческое искусство захватило не только обывателей и коллекционеров, но и самих художников, даже очень известных. Легче всего по накатанной производить конъюнктурные произведения, которые будут в ближайшее время проданы, чем быть подверженным переживаниям, стрессам, впечатлениям и решать проблемы выплескивая эмоции на холсте.   

Сейчас изобразительное искусство – это больше элемент модного дизайна, хорошо поставленное цветовое пятно в современном, богатом интерьере.  Конечно, это не относится ко всем художникам, есть мастера, творчество которых не зависят от времени, денег и ситуации. В современном мире работа на два мольберта уже не считается зазорной и всему этому есть оправдание. Конъюнктура существовала всегда и этот выбор должен сделать сам художник. Но существует неоспоримый факт, что истинный «Крик души художника» – всегда интереснее, всегда дороже и востребованнее в плане продажи.

Традиционное изобразительное искусство – фаворит сегодняшнего дня. В Казахстане оно развивается стремительными темпами. Наибольшей популярностью пользуются живописные произведения, для скульпторов и прикладников сейчас не лучшее время, так как стоимость материала уже достаточна высока.

Еще не маловажный вопрос современного арт-рынка – это как себя позиционировать. Совершенно не понятно, откуда берутся современные цены на произведения, хотя есть официальный художественный рейтинг, на основании которого можно делать ценовые заключения. Но у нас все договорное и спонтанное, исходя из создавшейся ситуации. Ценовой диапазон у современных художников иногда зашкаливает стоимость антикварных мастеров и даже мировых брендов, которые можно приобрести за те же деньги на любом престижном аукционе, причем с соответствующими сертификатами и экспертизой. Все это следы монополизации рынка.

Мировая экономика сдала свои позиции, и отношение к арт-рынку изменилось. Искусство больше не покупают спонтанно, а тщательно взвешивают все «ЗА» и «ПРОТИВ». Вот уже который год, как финансовый мир не может прийти в себя после череды банкротств и биржевых обвалов. Рынок альтернативных инвестиций – изобразительного искусства, дизайна, драгоценных камней и вина, напротив, в очередной раз демонстрирует свою способность выживать в самых нелегких условиях. Как только искусство стало считаться альтернативой ценным бумагам, появилась необходимость описывать арт-рынок языком финансистов и банкиров.

Инвестиции в искусстве сулят большие прибыли, но и предполагают огромный риск со стороны вкладчика. Вложение в искусство – это «длинные» деньги, а не сиюминутная прибыль. Кризис заставил продавцов и покупателей сменить свои ориентиры.

Теперь поговорим о творчестве.

Как было в нашей недавней истории, и сегодня есть придворные художники, свободные творцы, ремесленники, лихо зарабатывающие на 150-ой копии, радикалы-аукционисты и многие другие. У «придворных» проблема с ценообразованием, у «свободных» с заказами, у остальных с клиентами и зрителями. Такое впечатление, что мы усиленно насыщаем внутренний рынок произведениями с казахским эпосом и национальными пейзажами, причем количество художников увлеченных этой темой растет с каждым днем, но будут ли эти картины востребованы в дальнейшем, какова их конкурентная способность на других рынках – никто не думает. Все живут сегодняшним днем. Спрос рождает предложение. В любом случае заметно, что есть проблема с концепцией творчества, нет интересной тематики, отражающей перемены сегодняшнего дня в нашей стране, ее развитие, ее достижения. Это хорошо, что мы рассматриваем исторические события, культуру и быт, сохраняем наследие предков. Но нужно двигаться вперед и изучать современную жизнь, выделять главное – позитивное.

Все эти изменения зависят от работы с новыми молодыми художниками, они более продвинуты в информационном плане, креативно мыслят. Если еще к этому добавить хорошую профессиональную подготовку по видам и техникам изобразительного искусства, то результат должен проявится. Нужно развивать новые техники, такие как фотография, коллаж, граффити, компьютерный дизайн, поп-арт – это дает возможность говорить с художниками из разных стран на одном языке, что стараются делать художники contemporary art. И самых талантливых надо выявлять на порогах художественных школ и колледжей, а потом и дальше поддерживать на творческом пути. Даже если процент гениальности будет один к ста. К сожалению, в вузовских коридорах не могут понять, что масса художников давным-давно переполнила чашу равновесия с искусствоведами, галерейщиками, арт-менеджерами и другими специальностями менеджмента. Наше искусство срочно нуждается в квалифицированных менеджерах, и чем скорее эти новые профессии начнут изучать, тем лучше для всего нашего искусства. Хотя конечно, трудно конкурировать с юристами, экономистами и другими престижными профессиями. В общем, это открытая нерешенная проблема.

Так же непонятен имидж Азиатского искусства, который пытаются навязать нам зарубежные кураторы. Дикая, необузданная, агрессивная Азия смотрит на нас с большинства произведений contemporary art и как ни странно, сразу заметено откуда ветер дует. Плохо то, что содержание этого направления не всегда позитивно влияет на нашего зрителя, и к сожалению, я не могу привести ярких примеров коллекционирования и публичных презентаций коллекций contemporary art в Казахстане. Многие художники и галерейщики думают, что это направление и есть «билет» на зарубежный арт-рынок. Но и те, и другие не искренни. Выбранную, негативную позицию нужно сменить на позитивную, добавить больше толерантности, демократии, человечности, это должно привлечь общество, потенциальных зрителей и коллекционеров.

Что нужно сделать, чтобы наш рынок ожил и заработал как швейцарские часы?

Механизмы арт-рынка придуманы давно и надо их выполнять или игнорировать, но во втором случае ждать каких-либо результатов бесполезно. Давайте всем обществом попробуем улучшить и модернизировать закон о культуре. Нужно дать возможность меценатам и спонсорам быть более активными в культуре, сочетать искусство и бизнес, поддерживать друг друга на долгосрочной основе, организовывая фестивали, конкурсы, акции, стимулирующие художников к творчеству. Роль модератора гос. заказов вполне подошла бы Союзу художников. В нем есть профессиональные мастера, готовые выполнить качественно полученный заказ и отвечающие за свою работу.  Сам Союз художников – это юридическое лицо, готовое предложить автору – защиту его прав, составление документации, пользование банковским счетом, снабжение материалами и созданием условий для творчества.

На сегодняшний день в системе наших гос. закупок есть немалый пробел – изобразительное искусство требует не стандартного подхода. «Дешевое не бывает качественным» – это однозначно. Соответственно, уровень исполнителей очень низкий и не профессиональный. Саму систему в случае с искусством надо реформировать и изменить, качество должно выйти на первый план, а не стоимость. Через выпуск полиграфической продукций можно усилить культурно-воспитательную политику для нашей молодежи. Все помнят иллюстрации картин великих русских художников в конце учебника, к сожалению, подобного не видно в новых казахстанских изданиях. Музеи и галереи должны наладить выпуск постеров и репродукций для различных социальных помещений, детских садов, санаториев, больниц, школ, туристической сферы, а также выпускать подарочные, коллекционные и альбомные издания.

Позиционировать казахстанское изобразительное искусство нужно любыми позитивными средствами, в том числе и за рубежом. При формировании международных выставок – учитывать творчество молодых исполнителей, разнообразие искусства Казахстана и их достижения. Сочетать традиционное искусство и актуальное. Нужно сделать так, чтобы наше искусство больше знали на внешних рынках, для этого понадобится много времени, сил и труда. Показ во всем мире выставочных проектов наших уникальных музейных и частных собраний изменит ситуацию. Создание Азиатской секции на престижных мировых аукционных площадях даст мощный прорыв как нашему искусству, так и самим казахстанским художникам. И будет замечательно, если торги будут проходить не только зарубежном, но и у нас в стране.          

Важно смотреть на рынок в долгосрочной перспективе, то есть как минимум на десять лет вперед. Краткосрочные инвестиции сейчас вряд ли смогут принести дивиденды. На арт-рынке наиболее успешным сегодня будет тот инвестор, который думает и ведет себя как коллекционер. Тот же, кто приобретает искусство только из спекулятивных соображений, встретит на своем пути много препятствий и не найдет единомышленников. Что касается самого ближайшего будущего, то наиболее правильным было бы подождать, пока немного осядет пыль, и затем оценить, какие имена и тренды оказались наиболее жизнеспособными.

Автор: Юрий Маркович, основатель и руководитель галереи «Улар»

Редактура: Рус Бикетов

Рус Бикетов

Главный редактор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024