Гүлфайрус Ысмайылова — одна из первых профессиональных женщин художниц, оставивших значительный след в изобразительном искусстве Казахстана.
Роль женщины в художественно-изобразительном пространстве Казахстана – отдельный феномен, который очень интересно рассматривать. 1950-е годы явили на сцену казахского изобразительного искусства новое поколение художников, представлявших собой цельное ядро, состоящее из талантливых, смелых, самобытных авторов, готовых представить свое видение мира. Они сформировали национальную школу изобразительного искусства. Среди этой плеяды художников яркой звездой загорелось творчество Гүлфайрус Ысмайыловой.
Талантливая художница, сценограф, актриса, автор казахских национальных костюмов для концертных и театральных выступлений, общественный деятель – все это о Гүлфайрус Ысмайыловой.
Рассказывает искусствоведка и научная сотрудница Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, авторка колонки Art of Her «Открывая Казахстан» Акжаркын Кумарбаева.
Что нужно знать о художнице?
Гүлфайрус Ысмайылова родилась в Алма-Ате в 1929 году. Ее детские годы пришлись на тяжелое военное время. Отец на фронте, дома остались мать и пятеро детей, среди которых Гүлфайрус была самой старшей. С раннего возраста она была зачарована красотой окружающего мира — от лиц прохожих, до узоров казахских ковров, что в дальнейшем выльется в ее особое видение в живописи.
В 1944 году она поступает в Алма-Атинское художественное училище. Вобрав лучшие качества и техники от своих учителей А. М. Черкасского и Л. П. Леонтьева, художница еще не раз с благодарностью будет вспоминать своих педагогов. Под чутким наставлением А. Черкасского Гүлфайрус Ысмайылова едет учиться в Москву.
В кадре
В 1949 году Гүлфайрус приглашена на съёмки фильма М. Донского «Алитет уходит в горы», из-за чего художнице приходится отложить поступление в художественный институт. Она еще не раз вернется в кино, в качестве актрисы, и этот опыт однозначно скажется на ее творчестве. Ее фильмография включает в себя такие работы как: «Қыз Жібек» (1971), «Однажды ночью» (1959) и «Ботагөз» (1957), в котором она сыграла главную роль.
После успеха в кино, в 1950 году Гүлфайрус поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина на живописный факультет.
Искусство на сцене: театральные миры Гүлфайрус Ысмайыловой
Во время обучения Гүлфайрус очарована миром театра. Она посещает каждую премьеру. В последствии, по мере приобретения мастерства в языке живописи, она с успехом применяет его на сцене театра. Вернувшись после учебы на родину, о которой она с нежностью вспоминает как о месте «…с теплыми землями, с широкой степью, серебряным ковылем, со своей необыкновенной песней…», Гүлфайрус Ысмайылова в полной мере сможет проявить свой художественный талант. С 1958 года она начинает работать в театре в качестве декоратора, и опыт станковой живописи сказывается на ее эскизах, которые являются полноценными, законченными картинами. Со временем театр становится творческой доминантой на долгие годы.
В 1971 году её назначают главным художником Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Гүлфайрус проработает там 17 лет, оформляя разные постановки, включая работы по музыке М. Тулебаева, Н. Тлендиева, Е. Брусиловского «Акбопе» (1957), балет «Дорога дружбы» (1958), опера «Ер-Таргын» (1967), балет «Козы-Корпеш — Баян-Слу» (1971-1972), опера «Жумбак Кыз» (1972), опера «Чио-Чио-Сан» (1972-1973), опера «Алпамыс» (1973, 1979), опера «Аида» (1978) и другие.
Многие запомнили Гүлфайрус Ысмайылову как талантливую художницу театра. И это неспроста. Постановки, для которых она готовила декорации и костюмы, остались в истории казахского театра.
Другая не менее талантливая художница А. Ғалымбаева, внесла огромный вклад в историю казахского национального костюма, создав альбом «Казахский народный костюм» (1958). Гүлфайрус же в свою очередь, стала автором сценических национальных костюмов, отличавшихся вниманием к деталям и необычайной театральностью.
Как смотреть работы Гүлфайрус Ысмайыловой
Яркий и будоражащий воображение театр и динамика кинематографа не смогли удержать Гүлфайрус Ысмайылову от ее настоящей страсти — живописи.
«…Здесь я – самостоятельная творческая личность, не зависимая от чьего-либо замысла, изначальных посылок».
Женские образы
Впервые столкнувшись с творчеством Гүлфайрус Ысмайыловой невозможно не заметить ее особую любовь к женским образам. С них и стоить начать знакомство с работами художницы.
Всегда увлекательно рассматривать портреты женщин через призму взгляда самих женщин. Ысмайылова наделяет своих героинь особой загадочностью и силой духа, добавляя новое измерение в представление о женском образе в казахской живописи. Эти портреты и по сей день служат источником вдохновения для современных художниц. В каждом из них звучит признание в любви, прописанное на холсте.
Будучи талантливым декоратором, она сумела внести в живопись свою особую манеру: декоративную яркость и эмоциональную напряженность. Герои ее живописных произведений – знакомые ей мастера казахского сценического искусства: танцовщицы, певицы, драматические актрисы.
Одной из самых ее известных работ является «Казахский вальс». Это портрет народной артистки Шары Жиенкуловой, основательницы национальной школы казахского танца. На портрете Шара кружит в розовом вихре собственного платья. Цвета на картине с первого взгляда завораживают зрителя, завлекая все дальше вглубь, унося с собой в ритме казахского вальса. В работе чувствуется восторг художницы от гибкости женского тела в танце и жизнерадостного темперамента артистки.
Еще одна известная картина художницы — Портрет народной артистки Шолпан Жандарбековой в образе Ак-Токты по пьесе Г. Мусрепова «Трагедия поэта». Шолпан изображена в костюме невесты, в кульминационный момент постановки: «быть или не быть», испить кумыс из пиалы в знак согласия и выйти замуж за нелюбимого или выплеснуть его? Пауза, застывшая на губах девушки. Вопрос, оставшийся висеть в воздухе. Эмоциональное напряжение полотна никого не оставит равнодушным.
«Казахский соловей» Куляш Байсеитова – отдельная глава в летописи становления казахского национального музыкального искусства. Ей Гүлфайрус Ысмайылова посвящает несколько портретов, однако в образе «Қыз Жібек» – один из ключевых. Образ героини несет в себе сильный эмоциональный заряд, поскольку энергетика К. Байсеитовой, ее музыкальность, обаяние, внутренняя озаренность передают уникальный характер культурного наследия, привнося в него свой особый вклад и вдохновляя зрителей к новым открытиям и переживаниям.
Қыз Жібек и изображена в середине картины, чуть левее центра, окруженная подругами, задумчивыми, каждая уникальна в своем представлении, здесь невозможно не заметить трепет Гүлфайрус Ысмайыловой к национальным костюмам и украшениям: все они украшены тонкой вышивкой и яркими акцентами, напоминающими о богатстве и красоте казахской культуры.
Все три героини триптиха – это не просто актрисы, знакомые нам по картинам художников и фотографов. Они чистое олицетворение силы и жизнелюбия не только на сцене, но и в реальной жизни. Ведь время, в котором они жили, стало своеобразным «моментом истины» для всей казахской культуры, когда ей необходимо было проявить себя. И по сей день эти образы, запечатленные на века, продолжают вдохновлять.
Ее работы характеризуются особой эффектностью: каждая героиня выступает в своей главной роли, оставляя незабываемое впечатление, как и сама художница. Без сомнения Гүлфайрус Ысмайылова вкладывает частичку себя в каждый образ.
Портреты Гүлфайрус Ысмайыловой – это своего рода документирование жизни представителей казахской культуры. Это не только деятели сцены, среди галереи портретных образов мы видим таких видных деятелей искусства как А. Кастеев (1966), С. Муканов (1969), М. Ауэзов (1969). Особо среди них выделяется портрет Кастеева. Это дань уважения и признательности мастеру, наставнику, человеку с большой буквы. Художница в своем творчестве и до этого обращалась к образу А. Кастеева, но именно этот портрет получился наиболее психологичным и убедительным. В нем считывается кинематографический прием — за спиной художника благородная палитра множества оттенков Сары-Арки. Этот эффект еще больше усиливает ощущение присутствия в данной мизансцене.
Картина «Народная мастерица» знакомит зрителя с народным искусством. Завороженная его многообразием и красотой Гүлфайрус Ысмайыловой демонстрирует талант рассказчика: в задумавшейся ли позе мастерицы, в головном ли ее уборе или домашней утвари – каждая деталь представлена в лучшем своём воплощении. Образ любимой бабушки Халиды, которая с детства учила видеть красоту в простом, вдохновил на создание данной работы. «…А как красива была бабушка, когда работала! Это великое умение – красиво трудиться…». Собирательный образ народной мастерицы, эдакий демиург, восседающий в пространстве юрты, где каждое прикосновение пальца рождает красоту в витиеватых линиях казахского ою (орнамента), непременно вызывает отклик у зрителя.
Гүлфайрус Ысмайылова была поистине многогранной личностью, прочно оставив свой след в изобразительном искусстве Казахстана.
В Европарламенте приняли первый в мире закон о регулировании искусственного интеллекта
Мировые продажи произведений искусства в 2023 году упали на 4% — отчет Art Basel