На 60-й Венецианской биеннале, проходящей с 20 апреля по 24 ноября этого года, Казахстан представлен со своим национальным павильоном уже во второй раз. Далеко не все страны мира имеют собственные павильоны на этом важном международном форуме, а те, у кого они все-таки есть, зачастую прибегают к сугубо индивидуальным, разработанным самой страной механизмам отбора художественных проектов и их финансирования. Однако, учитывая не совсем удовлетворенную реакцию казахстанской арт-сцены на проект национального павильона этого года, все чаще встает вопрос, как Казахстану стоит отбирать тех, кто должен представлять республику? Что может быть сделано профессиональным сообществом уже сейчас, чтобы заинтересованные граждан:ки имели бóльшую возможность влиять на процесс отбора и на то, что будет показано на биеннале 2026-го?

Вопрос определения единого механизма отбора художни:ц и проектов для биеннале в Венеции ранее уже поднимался профессиональным комьюнити в Казахстане. К примеру, журналист Дмитрий Мазоренко в своей статье для издания Ariadna тезисно описал основные аспекты, которые обсуждались два года назад и должны были быть взяты в разработку для казахстанского павильона этого года. Почему же не случилось преемственности и ничего из того, что обсуждалось, не было в итоге применено? Мне кажется, ответ на этот вопрос и, в целом, на многие сложности нашего комьюнити, лежит в поле политического контекста страны. Как бы нам того ни хотелось, но авторитаризм, длящийся уже более трех десятков лет, влияет на все сферы и служит основной концептуальной рамкой нашей реальности. Это значит, что население вовлечено минимально и “фасадно”, и вся система заточена на то, чтобы все так и оставалось. Ресурсы распределяются непрозрачно, а полученные привилегии используются в личных интересах. Очень показательным выглядит наш павильон на биеннале этого года, где кураторы явно поставили вопрос собственного продвижения или же продвижения родных выше вопроса развития среды.

В том, что в прошлый раз у арт-комьюнити не получилось договориться о том, как должен отбираться проект для национального павильона, тоже нет ничего удивительного. Работа по разработке решений — это длительный и неблагодарный процесс. Это адвокатирование и общественная деятельность. Это желание достичь блага, которое вышло бы за пределы того, что хочет эго каждого отдельного актора. Мы, как сообщество, пока далеки, к сожалению, от понимания того, насколько важны эти вещи. Тем не менее, если мы все же хотим быть услышанными за пределами профессиональных рамок нашей деятельности, скажем, правительством Казахстана, у которого есть необходимое нам финансирование, то в наших же интересах попытаться договориться между собой и прийти к общему пониманию хотя бы по вопросу национального павильона на Венецианской биеннале.

В этом плане мы вполне можем разработать не слишком сложную, но при этом работающую систему, где могли бы присутствовать транспарентность, должное коммуницирование, вовлечение комьюнити, применение существующей в стране экспертизы. Тот же самый экспертный совет, о котором шла речь в 2022 году, должен включать не только госслужащих из числа представителей министерства культуры Казахстана, но и независимых деятелей культуры, художниц и художников, не связанных родственными связями с теми, кто планирует подавать свой проект. Важно присутствие как теоретиков, так и практиков. Такой совет может включать в себя до 5 человек, и эти люди могли бы рассматривать поданные посредством open call-а заявки. Необходимой, мне кажется, и подача заявки сразу от дуэта “куратор & проект (коллективный или индивидуальный)”. Несколько этапов отбора, объявленные задолго до самой биеннале, должны обязательно сопровождаться коммуницированием и информированием населения через СМИ. Даже привлечение бизнеса, который в итоге решится спонсировать участие Казахстана на венецианской биеннале, может происходить уже на этом этапе, чтобы у компаний-спонсоров был интерес поддерживать инициативы, задействуя те ценности, которые будет транслировать отобранный страной проект. Иными словами, все это можно реализовать таким образом, чтобы от процесса выиграли многие, а не единицы (как это происходит обычно).

Я понимаю, что все рассказанное выше требует времени и больших организационных ресурсов. Тем не менее, я не могу объяснить себе, как можно продолжать делать все так, как это делается в Казахстане по сей день? У нас небольшая, но достаточно динамичная арт-сцена. Всем прекрасно известно, что у нас есть совершенно талантливые художницы и художники, представляющие опыт разных поколений. У нас есть мыслящие люди. У нас точно есть деньги. Осталось лишь найти желание для того, чтобы наконец качественно изменить ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *