Концептуальное искусство — что это такое? Почему так много споров и обсуждений вызывают концептуальные произведения искусство? Как уловить суть и понять смыслы авторов-концептуалистов?
Стул, фото стула и определение слова «стул» — произведение американского художника Йозефа Кошута «Один и три стула». «Фонтан» Марселя Дюшана — перевернутый писсуар, преподнесенный как произведение искусства. Банан, приклеенный скотчем к стене – произведение Маурицио Каттелана «Комедиант». Все это стоит сотни тысяч и даже миллионы долларов. Часто от стороннего зрителя, созерцающего эти произведения искусства, можно услышать – «И это называется искусством?! Это же вообще не похоже на картины! Тут нет демонстрации художественного мастерства!». Давайте разбираться.
Все началось с авангарда. Само слово «avant-garde» — это собирательный термин, который в переводе означает «художники, писатели, музыканты и другие творческие люди, чьи идеи, стили и методы очень оригинальные или передовые для периода их создания». Художественное течение авангард заложило фундамент для принципов концептуализма. Художники-авангардисты ясно говорили о том, что практически всё искусство до конца XIX века – это огромный обман и, видя перед собой картину, например, горного озера, которая подписана как «Горное озеро» – вы останетесь глубоко обманутыми. Это не горное озеро – это краски и мастерство художника, изображающие образ горного озера, это подражание горному озеру. Малевич утверждал, что художники «срисовывающие» природу, есть «ворующие» у природы. Можно вспомнить картину Рене Магритта «Вероломство образов», в которой автор натурально изобразил курительную трубку и своей подписью «Ceci n’est pas une pipe» – «Это не трубка» (фр.) он сказал, что это всего лишь образ трубки и называть картину «Трубка» было бы обманом. Это была наглядная демонстрация того, что искусство, изображающее материальный мир, устарело и умерло и на смену ему пришел новый мир – мир идей.
Главным основоположником концептуального искусства стал Марсель Дюшан с его произведениями Readymade. Он считал, что можно взять готовые предметы и возвести это в ранг искусства просто по воле художника, открывая новые горизонты свободы для самовыражения и перенося творческую доминанту из процесса создания в процесс восприятия. Возьмём, к примеру, упомянутый выше «Фонтан». В то время ещё не было термина концептуальное искусство, но именно мощный посыл Дюшана в его работе стал тем «большим взрывом» сотворения новых принципов творчества. Купленный новый писсуар был развернут художником на 90 градусов и подписан как R.Mutt, что в переводе с английского означает «дурак».
Чтобы понять идею «Фонтана», нужно немного погрузиться в период первой мировой войны. В то время Дюшан осознал, что картины «высокого совершенного» искусства, продуманные и прописанные до мелочей, изображающие прекрасный мир, больше не отвечают правде того времени и не несут утешения. Картины старого света выглядели какими-то нелепыми в своем пафосном идеализме и Марсель предложил «лечиться абсурдом». Чем чудовищней время, тем абстрактнее и безумнее искусство. Бессмысленность, троллинг, хулиганство и безграничная свобода самовыражения художников, очищенные от глубоких тяжеловесных смыслов и возведённые в абсурд, странным образом давали облегчение, улыбку и здоровый драйв людям, что способствовало улучшению душевного состояния как художника, так и его публики.
Настоящим отцом уже сформулированного концептуализма станет произведение Йозефа Кошута «Один и три стула». Смотря на эту инсталляцию, мы видим сам стул, фотографию этого стула и словарное определение самого слова «стул». Этим произведением Кошут хотел сказать, что стоит не создавать искусство, а вместо этого стоит изучать саму его природу. Художник концептуалист как бы говорит нам – что такое отражение? Стоит ли считать отражением чего-либо только внешнюю оболочку? Люди отражаются в своей деятельности, поведении, проявленных чувствах, в результатах своих усилий и во многом другом. А искусство это же главная манифестация человека, общества и всей культуры времени. Стоит ли теперь ставить материальное проявление внешней оболочки выше духовной, интеллектуальной и чувственной составляющих? В этом и есть основной принцип концептуального искусства.
Инсталляция «Один и три стула» говорит о том, что концепцию произведения можно передать в трех лицах – в изображении предмета, собственно самим предметом и определением этого предмета. На первый взгляд простое исполнение инсталляции ведёт нас к сложному философскому рассуждению что первично – материя или сознание? Концептуальное искусство ничего не утверждает, не ставит вас в догматические рамки, не предлагает вам образец, которому вы должны строго следовать. Оно предлагает вам поразмышлять, учит делать собственные выводы, где-то заставляет вас улыбнуться или задавать вопросы. Концептуальное искусство не обязательно понимать. Оно даёт вам свободу восприятия, часто предлагая обогатить произведения концептуального искусства своей собственной трактовкой, тем самым пробуждая в вас те грани личности, которые раньше были в стагнации. Как сказал однажды Стивен Хокинг: «Самый страшный враг знания – не его отсутствие, а иллюзия его наличия».
Перейдем к относительно новому проявлению концептуального искусства – «Комедиант» Маурицио Каттелана. Это произведение искусства не возникло внезапно. До него было много шокирующих и сильных инсталляций того же автора, которые принесли славу художнику. Это был обычный день, обычный банан и обычный скотч. Искать ценности в материале нет смысла. У художника был опыт отливать такой же банан из смолы и бронзы, но он решил, что самый обычный банан сильнее всего передает смысл. А смысл это первоисточник концептуализма.
Как нам стоит относиться к данному арт-объекту? В первую очередь, с точки зрения юмора. Тут есть отсылка к эпохе потребления – мы переносимся в состояние торжества, когда первобытный человек завладел желанным символом его ловкости, находчивости и сноровки. Это и желание обладать вещами и радость обладания. Идея «Комедианта» была оценена в 120 тыс. долларов. Приобретая сертификат подлинности, вы имеете полное право воссоздавать это произведение. Бессмысленно просто оценивать его без смысловой нагрузки, которую несут остальные произведения. Чего стоит только скульптура среднего пальца, выставленного на площади Милана напротив фондовой биржи. Скульптура называется «L.O.V.E.», что переводится как «любовь» и является акронимом слов «свобода», «ненависть», «месть» и «вечность» (libertà, odio, vendetta, eternità). Если все пальцы скульптуры, кроме среднего, не были бы отрезаны, то это было бы фашистским приветствием, а здание биржи, Palazzo Mezzanotte 1932 года, это визитная карточка фашистской архитектуры и их база в годы войны. Средний палец фашистам – такой посыл оставил Маурицио биржевикам. Мэр города – Летиция Моратти – его поддержала.
Первоначально, когда вы знакомитесь с произведениями концептуального искусства, вы и не подумаете назвать их искусством, пока его не повесят в стенах галереи. И даже так довольно тяжело понять простой банан на стене. Но если начнёте всматриваться глубже, размышлять и воспринимать, если вы откроетесь, то вы увидите, что не обязательна живопись, не важны искусность и техника. Здесь на первый план выходит идея. Художественные средства только помогают её выразить, а исполнение является просто формальностью.
Часто концептуальное искусство граничит с активизмом – призывами обратить внимание на что-либо, борьбой за продвижение той или иной идеи, перфомансами за или против чего-либо. Концептуальное искусство никогда не было чисто визуальным, оно охватывает новые изобразительные методы. Вы никогда не увидите двух одинаковых арт-объектов концептуального искусства. На контрасте, полотна традиционной школы легко перепутать, так как их сотни похожих друг на друга. Если в художественном произведении отсутствует главная идея, из которой рождаются все его детали, его ничем нельзя оправдать, тем-более объявить творением. Произведение искусства живое, оно как человек. Его целостность в том, чтобы следовать своей личной истине, служить своим собственной целям.
Человек, как и настоящее творение, не берет взаймы части своей сущности. Каждый художник-концептуалист вкладывает свой уникальный смысл в своё творчество в виде формы и назначения арт-объекта. Ему больше не нужен акт подражательства и не важно, что делали другие до него. Он опирается только на свою правду в искусстве и не основывает успех своего творения на приближённости к выдуманному другими эталону или стандарту. Концепт-художники не хотят, чтобы их творения принадлежали к той материальности, с которой так легко разделаться. Самое прекрасное живописное полотно, выполненное в самой искусной технике может быть испорчено или утеряно, и бессмертный художник найдёт свою смерть в этом: его больше никто не увидит, не заговорит о нём и не коснётся его картин.
А идеи бессмертны. В это и есть суть концептуальности.
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…