Как понимать искусство: что я вижу, что думаю, что чувствую

Понимать произведения искусства может каждый, уверена искусствовед и преподаватель казахской национальной академии искусств имени Жургенова Ольга Батурина. Она поделилась знаниями в истории искусства и своими советами.

– Как зарождалось искусство?

– Человек перед тем, как шёл на охоту, сначала изображал животное в натуральную величину. Он как бы заранее его побеждал. Для древнего человека искусство было как ритуал победы: «я могу изобразить бизона, бизон меня – нет». Человек удивительное существо. Он не понимал почему идёт дождь, почему бывает гроза, почему идёт снег, но мог это очеловечить, анимировать. Анимировать от латинского «anima» – душа. При отсутствии науки человека спасало воображение. Поэтому искусство – это не какой-то десерт, не какое-то дополнение к человечеству, а суть всего созданного человечеством. Главное, что остаётся после человечества – это искусство. Главное, что ведёт человечество – это искусство. Есть искусствоведы, которые отделяют старое искусство. Якобы живопись устарела, перестала быть актуальной. Почему тогда в музеи приходят тысячи людей? К Джоконде, к Рембрандту. Они (прим. ред. некоторые искусствоведы) говорят: «Это радость узнавания старого». Нет, приходят к Рембрандту, потому что он каждый раз разный, потому что ТЫ каждый раз разный.

– Как отличить настоящее искусство от салонного, от ненастоящего?

– Для меня это только один индикатор: наличие сверхзадачи, спрятанного, скрытого смысла, который не на поверхности, а в глубине. Если есть сверхзадача, то это настоящее произведение искусства. Живопись и музыка всегда были проектом элитарным. Не для всех, а для заказчика: королей, аристократии, которые имели образование. Потому что живопись – это сложное искусство, как и классическая музыка. Её нельзя, ничего не зная, вдруг начать понимать, нужна привычка.

Зритель, который ориентировался в искусстве, по принципу мемезиса: если это похоже на природу, то это искусство, если это не похоже – значит это неискусство. После Матисса и Пикассо этот индикатор исчезает. Теперь зритель растерялся: как отличить? Почему «Чёрный квадрат» шедевр? Появляется целый класс экспертов, которые говорят: «вы профаны, зрители, но сейчас всё объясним». Я не согласна с этим подходом. В искусстве можно научиться разбираться, даже если не будешь читать теоретические книги. Нужно ходить в музеи, на выставки. При условии, что будете смотреть на настоящее искусство через какое-то время глаз будет чётко отличать искусство хорошее от искусства плохого. Причём в любом направлении.

«Чёрный квадрат» Малевича не то же самое, что «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Потому что Рембрандт работает со смыслом, а Малевич работает с формой. «Чёрный квадрат» создан в 1915 году. Последняя футуристическая выставка картин «0,10». Сейчас можно приписывать мистику, потому что 1 и 0 – двоичный код, компьютерный. Малевич пишет картины, как антиживопись, как антиискусство. Вместо живописи, рукотворного и неповторимого он выставляет абсолютно простое. Потом выясняется, что не такое уж простое. Квадрат – это не такая простая форма, квадрат – это мир, четыре стороны света, Кааба. А чёрный цвет – это космос, пустота, из которой всё рождается, всё начинается. Хочу обратить внимание, что Малевич не был интеллектуалом, это Кандинский учился в университете, знал языки, половину жизни провёл в Европе. Малевич – нет, он родился в Курске. Отец – директор, управляющий сахарного завода. Он не прочёл столько много книжек, сколько Кандинский. Не был утончённой натурой, но у него было наитие. Это был настоящий художник. Настоящий художник – локатор, инструмент и поэтому он абсолютно точно создал образ наступающего XX века.

– Чем отличается салонная живопись от настоящей?

– В салонной живописи нет сверхзадачи, она чисто декоративная. А настоящая живопись бездонная, ты будешь смотреть на неё и думать. Салонный художник всегда хочет понравиться, чтобы зритель его одобрил.

Когда исчезают индикаторы искусства, остаётся один – деньги. Кто больше стоит, тот и более ценен. Это лукавый индикатор, он не точный, неправильный, необъективный. Потому что деньги не являются индикатором ценности ни искусства, ни человека. Деньги – это такой механизм, который оценивает сколько усилий ты приложил.

– В чём феномен, особенность живописи?

– Мы смотрим на физически плоский предмет – холст, который висит на стене, но видим мы воздух, свет, день, который был тогда. А в музее ты видишь человека XV века. Видишь, что и он на тебя смотрит с любопытством. Как машина времени или портал.

– Как человек воспринимает искусство?

– Любое искусство – это не всегда про наслаждение, это труд. Воспринимать искусство – не менее сложно, чем его создавать. Когда мы едем на музейную практику со студентами, они идут в музей, думая: «Сейчас мы отдохнём». Через час они выходят замученные, уставшие. Не физически: мы прошли не так много. Они уставшие, потому что на них обрушилось такое количество образов, смыслов, энергий. Они не ожидали этого. Они думали, что картины – это молчаливые плоскости, а оказалось, что с вами разговаривают все века сразу.

– Нужно ли простому зрителю анализировать картины? Есть ли какой-то алгоритм восприятия?

– Британский консул привёз нам (прим. ред. в Алматы) скульптуры абстрактного скульптора Генри Мура. У выставки был хороший куратор, она сказала: «Давайте проведём такую игру. Тут пятьдесят произведений и десять человек в группе. Каждый сейчас выбирает по произведению и сочиняет про него три слова: что я вижу, что я думаю и что я чувствую». Потом эти слова называет, и мы отгадываем». Меня поразило, эти три слова у некоторых получились как стихи. Этих трёх слов было достаточно, чтобы все узнавали какую картину, кто загадал. Это и есть самый простой алгоритм восприятия. Конечно искусствоведы назовут методы: иконографический, семантический, исторический и другие; картина как часть истории, как часть социума или как колорит, композиция, размер, формат… Это как раз обязательно специалистам, а тебе самому достаточно ответить на три вопроса.

Искусство – это возможность прожить то, чего тебе не хватает в реальной жизни, но только если ты знаешь туда вход. Кино – это искусство для всех и про всех, зрелище, аттракцион. А чтобы стала интересна живопись нужен проводник. Если ты идёшь с проводником, ты будешь вдумываться, вглядываться, услышишь и увидишь гораздо больше. Это как китайский язык, пока ты не понимаешь его, ты не можешь сказать красивый он или нет.

– Как искусство влияет на другие сферы общества? Какую задачу выполняет?

– Мы живём в самое счастливое время для человечества, потому что у человека никогда не было такого изобилия еды, ресурсов и возможностей. При этом мы не замечаем всего этого. Мы разучились удивляться, восхищаться. Я с ужасом думаю, что у нас до сих пор есть войны и неприятия, когда целая группа людей говорит: «Я согласен принять соседа, если он станет точно таким же как я». Политики всегда что-то делят, а люди культуры сшивают, сохраняют, спасают этот мир.

Камиля Садыкова, специально для «Art of Her»

Сабира Оспанова

Экс-автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024